Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Иван Сусанин

"В голове у меня есть один проект, одни замысел. Я думаю, что и я мог бы одарить наш театр достойным его произведением... Важнее всего найти сюжет: во всяком случае, я хочу, чтоб все это было национальным прежде всего сюжет, а затем и музыка, так, чтобы мои дорогие соотечественники почувствовали бы себя дома..." — сообщал" М. И. Глинка по-итальянски неизвестному другу из Берлина весной 1834 года.

 

Мысль о сочинении русской оперы запала в душу Глинки и по возвращении в Россию в том же году его некоторое время привлекала повесть «Марьина роща» В. А. Жуковского. Но ее характер не соответствовал стремлению

композитора создать «отечественную героико-трагическую оперу» (как определил он впоследствии свое первое оперное произведение) на сюжет из истории русского народа. Поэтому, когда поздней осенью 1834 года, на вечере у В. А. Жуковского, Глинка «изъявил свое желание приняться за русскую оперу в таком роде» и поэт напомнил ему историческое предание об Иване Сусанине, композитор им сразу увлекся.

 
 

Сюжет этот не был нов ни для русской литературы, ни для оперной сцены первых десятилетий XIX века. Особый интерес он вызвал к себе в годы патриотического подъема в России, связанного с Отечественной войной 1812 года. Осенью 1815 года в Петербурге была поставлена верноподданническая по духу опера "Иван Сусанин» К, А. Кавоса на либретто А. А. Шаховского. Вскоре появилась замечательная «Дума» К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», где с особой силой подчеркнут героизм костромского крестьянина, гибнущего за родину. Ставшая народной песней, одобренная А. С. Пушкиным, "Дума" Рылеева в художественной форме отразила исто­рические воззрения декабристов; она была, несомненно, близка и Глинке. Жуковский проницательно понял сущность творческих намерений композитора. Действительно, как писал Глинка в "Записках", «сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении: я находил в [ней] много оригинального, характерно русского». В душе его была, конечно, еще свежа память о вторжении в Россию наполеоновской армии, о самоотверженном сопротивлении русского народа и его победе.




 

 

 

 


 

Первый исполнитель партии Ивана Сусанина — О. А. Петров

Иван Сусанин — М. Д. Михайлов. Большой театр Союза ССР

 

 

Позднее Глинка вспоминал: «Как по волшебному действию, вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей...» Рекомендованный Жуковским малодаровитый поэт Г. Ф. Розен принялся «изготовлять» по указаниям Глинки стихи для либретто, причем далеко не всегда удачные и, вопреки желанию композитора,

тенденциозные.

Музыку оперы Глинка писал увлеченно. Он сочинял ее в Петербурге, в карете во время свадебного путешествия в Москву и Новоспасское, в деревне, окруженный близкими ему с детства русскими народными песнями. Там ежедневно он «уписывал на партитуру уже готовое и заготовлял вперед». Следующей зимой Глинка сочинил «сцену Сусанина с поляками в лесу».

По его словам, прежде чем приступить к ней, он «часто с чувством читал» ее вслух и «так живо переносился в положение» Сусанина, что волосы его «становились дыбом и мороз подирал по коже».

 

В марте 1836 года М.Ю.Виельгорский, а затем Б. Н. Юсупов устроили в своих домах публичные оркестровые репетиции первого акта оперы под управлением дирижера И. И.Иоганниса. Прослушав музыку, Мих. Ю. Виельгорский сказал о ней А. Д. Комовскому: «Это chef-d'oeuvre! . . опера Глинки замечательна своей оригинальностью: от начала до конца носит на себе характер исключительно русско-польский. А это не безделица. Притом финал и последний романс написаны гениально».

Весной того же 1836 года Глинка представил партитуру оперы в театральную дирекцию, вскоре начались репетиции; по царской воле она была переименована из «Ивана Сусанина» в «Жизнь за царя». «Пошли хлопоты и сплетни... К счастью, капельмейстер К. А. Кавос, написавший когда-то, и удачно, музыку на оперу "Иван Сусанин"... вел репетиции усердно и и честно.» Когда начали «производить пробы» на сцене, то несколько сот молотков заглушали иной раз певцов и оркестр, так как рабочие отделывали ложи в зале театра.

Первое представление «Пиана Сусанина» было приурочено к открытию после перестройки великолепного зала петербургского Большого театра, находившегося на месте нынешнего здания консерватории. «Ждем с нетерпением

оперы Глинки»,— писал известный музыкальный критик Я. М. Неверов. «Как говорит граф Михаил [Виелгорский], ее музыка прелестна, а главное — написана в совершенно национальном духе».— сообщал отцу в Москву друг Глинки К. А. Булгаков. Все билеты на премьеру были проданы, и 27 ноября 1836 года успех оперы, по словам Глинки, оказался совершенным и блистательнейшим. «Первый акт прошел благополучно, и известному трио сильно и дружно аплодировали. . . Великолепный спектакль эпилога, представляющий ликование народа в Кремле, поразил меня самого. . . Я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес», — вспоминал Глинка в «Записках».

 

 

 


Антонида - А.В.Нежданова.

Большой театр Союза ССР.

 


Сцена из II действия. Ленинградский театр оперы и балета.
 

 


Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

Веселися Русь! Наш Глинка —

Уж не глинка, а фарфор...

В. А. Жуковский.

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

П. А. Вяземский.

В честь толь славныя новинки

Грянь труба и барабан,

Выпьем за здоровье Глинки

Мы глинтвейна стакан.

В. А. Жуковский.

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

А. С. Пушкин.

 

Так друзья Глинки воспели успех его оперы 13 декабря 1836 года в шуточном каноне, сочиненном на обеде у А. В. Всеволожского В. Ф. Одоевским и Мих. Ю. Виельгорским на слова В. А. Жуковского, П. А. Вяземского и А. С. Пушкина.

 

В тот вечер родилась русская национальная классическая опера. Появилось произведение, по своей талантливости и высокому композиторскому мастерству неизмеримо опередившее все, написанное до этого другими русскими авторами, замечательное по глубине и силе художественного воздействия, явление большой значимости для всего европейского оперного театра, опера-эпопея, где жизненная драма главного героя стала воплощением идеи высокого

национального патриотизма, любви и преданности родной земле.




Сцена из III действия Ленинградский театр оперы и балета имени С. М Кирова

Иван Сусанин — Б. Т. Штоколов Ленинградский театр оперы и балета имени С.М.Кирова

 

 

 

 


Иван Сусанин-

Б.Т.Штоколов

 

 



Ваня - Т.С.Кузнецова


Иван Сусанин - Михаил Попов (НРБ)

 

 

Гибнущий во имя ее спасения Сусанин — сын народа, живущий с ним одними мыслями и чувствами, он лицо собирательное, но не теряющее притом и индивидуальных человеческих черт, прежде всего — доброты.

Глинка вылепил образ Сусанина, преломив в его партии элементы русской народной песни (почти ее не цитируя) и введя отдельные фрагменты из сцен хоровых, так как именно народным хорам — начальному и заключительному — Глинка поручил в опере выражение главной патриотической мысли. Величие Сусанина в полной мере вырисовывается в исполненной героической решимости и чисто человеческого горя арии-монологе, ответах полякам и его

вдохновенной речи в четвертом действии.



Пуаро

Музыкально ярко изображены Глинкой окружающие Сусанина русские люди, любящие, отважные, стойкие духом,— его дочь Антонида, смелый до удали жених ее Богдан Собинин, трогательный в своей благодарной привязанности к приемному отцу и самоотверженно храбрый в момент опасности юный Ваня, крестьяне села Домнино. С большим симфоническим мастерством Глинка изобразил борьбу русского парода с завоевателями.

Как ни странно, но подтверждение подлинно народного характера своей оперы Глинка неожиданно получил от аристократических верхов петербургского общества, презрительно назвавших ее «музыкой кучеров», не подозревая того, что это и было высшей для нее похвалой, доказательством того, что композитор достиг намеченной цели.

Гибель Сусанина стала залогом победы русского народа. Поэтому драматическое действие имеет две развязки: опера завершается не смертью Сусанина от руки врагов, а торжеством дела, за которое он отдал жизнь, монументальным эпилогом, всенародным торжеством на Красной площади в Москве. Грандиозный, ликующий хор-гимн «Славься!» —финальное отождествление героя с его народом.

 

«Мировая оперная сцена не знала героя, подобного Сусанину, не знала и такого могучего пафоса в изображении народной жизни, — сказала советская исследовательница музыки О. Е. Левашова. — Созданием „Ивана Сусанина" Глинка возвысил русскую оперу до подлинной трагедийности и проложил путь к дальнейшему развитию народно-исторической музыкальной драмы».

 

 

Сцена из IV действия

Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Таирова

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из-за тенденциозного истолкования ее сюжета, усиленного стихами Г. Ф. Розена, «Жизнь за царя» до 1917 года давали в театре главным образом по торжественным случаям. После того как в 1938 году поэт С. Городецкий написал для нее новое либретто, опера «Иван Сусанин» Глинки под своим исконным названием с 21 февраля 1939 года звучит на оперной сцене.






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2017