Главная
|
Оперные шедевры
|
Эскиз декорации IV действия. Художник Ф. Шаперои Театр «Гранд-Опера», 1901 г. |
В «Аиде» сочетаются пышность «большой оперы» (хоры, шествия, балет) с углубленным психологизмом. Верди добивается «сквозного» развития действия благодаря плавным переходам от кантилены к выразительному речитативу, сохраняя при этом отдельные вокальные номера (арии, ансамбли). Переживания героев, их страстная борьба отражены в напряженной мелодике, в богатстве звучания оркестра.
Основной конфликт драмы показан в интродукции к опере, где противопоставлены нежная, «тоскующая» мелодия Аиды, в которой раскрыта ее любовь, порыв к свободе, и жестокая зловещая тема жрецов, подавляющая своей фатальной силой. Мелодия Аиды почти неизменно сопутствует героине; тема жрецов появляется в наиболее острых моментах действия и своей кульминации она достигает в сцене суда над Радамесом.
Большое значение в опере имеет «молитва богу Ра»; ее исполняет в храме Великая жрица в сцене посвящения Радамеса — он поведет египетские войска; «завораживающая» мелодия, восточная по колориту, прихотливая по рисунку, звучит в сопровождении арф, поддерживаемая женским хором.
|
|
Сцены из оперы "Аида"
|
Эта молитва появляется в последней сцене, провожая Радамеса на смерть.
Наиболее полно обрисован в опере образ Аиды. Впервые ее облик раскрывается в трагическом монологе после торжественной сцены назначения Радамеса главой египетских войск. Под звуки гимна Амнерис вручает полководцу знамя, все воодушевлены патриотическим порывом, лишь одна Аида в смятении и горе: любовь и верность родине, страх и тревога за жизнь отца, горячее чувство к Радамесу наполняют ее сердце.
Остродраматичен по музыке развернутый дуэт Аиды и Амнерис, где сталкиваются контрастные противоборствующие характеры. Вкрадчивой, коварной речью дочь фараона пытается выведать у соперницы тайну ее сердца. Интонации Аиды скорбные, выражающие смятение, робкая надежда сменяется полным отчаянием.
Грандиозна по масштабу и насыщенности драматическая массовая сцена на площади в Фивах — торжества по случаю победы над эфиопами и встреча египетских войск («Большой финал»). Для победного марша к премьере «Аиды» Верди заказал шесть прямых труб,
напоминающих инструменты древнего Египта («египетские трубы»). Сцена эта поражает обилием контрастов, блеском красок. Заключительный раздел финала — грандиозный секстет с тремя хорами и оркестром; в нем раскрыты различные психологические состояния героев и действующих групп: торжество жрецов, ликование народа, радость Амнерис, которую фараон предназначил в жены Радамесу, отчаяние Аиды и Радамеса, воинственные призывы эфиопского вождя Амонасро.
Поэтическим очарованием проникнута сцена на берегу Нила (III акт). Тончайшими оркестровыми красками композитор живописует картину тропической ночи: легкий, волшебный голос солирующей флейты, призрачное звучание смычковых инструментов... Аида одна, она ждет встречи с Радамесом — в оркестре проходит тема любви (флейта в низком регистре). Печальный наигрыш гобоя как бы раскрывает скорбные думы Аиды — воспоминание о счастливой юности, далекой родине. Этот романс принадлежит к числу лучших, проникновенных страниц музыки Верди. Драматична последующая сцена с отцом, требующим выведать у Радамеса военную тайну. По словам Верди, «Аида — в ужасе и морально подавлена». Верный психологической правде, композитор отверг предложение Гисланцони написать в этом месте патриотическую кабалетту: «У Аиды после страшной картины, нарисованной отцом, и оскорблений, нанесенных ей, не остается, как я уже сказал, никаких сил; у нее перехватывает дыхание: она должна бросать прерывистые слова, произнося их глухим голосом, с трудом»,— писал он поэту.
Мрачными красками обрисовал композитор сцену у темницы. Центральное место в ней занимает Амнерис; она хочет спасти Радамеса, обвиняемого в измене родине. Сложные чувства охватывают сердце героини — любовь, ревность, отчаяние, жажда мести. Наивысшего драматизма действие достигает в момент суда: шествие жрецов, их зловещие призывы, трижды обращенные к подсудимому, грозный гул барабана, отчаянные стоны рыдающей Амнерис — все это производит жуткое впечатление. Контрастом сцене суда служит последняя скорбная картина в подземелье. Снова звучит завораживающая молитва богу Ра, светлой печалью проникнут дуэт узников. «Не столько звуки, сколько слезы» — так определил один из современников Верди прощание Аиды и Радамеса.
|
Радамес - Н.Н.Фигнер. Мариинский театр.
«Аида» стала новым смелым шагом в
реалистическом музыкальном театре. С огромной убедительной силой воплощено в
ней обличение насилия и жестокости.
|
Амнерис - Л.П Филатова. Ленинградский театр оперы и балета.
С не меньшей силой и глубиной раскрыта и высокая гуманистическая идея — о великой человеческой любви и ее героической самоотверженности.
|
Аида - Леонтин Прайс (США).
Премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире и принесла композитору триумфальный успех. 8 февраля 1872 года состоялась итальянская премьера оперы — в Миланском театре «Ла Скала» при участии замечательных исполнителей: Терезы Штольц (Аида) и Марии Вальдман (Амнерис). А через год «Аида» исполнялась в Неаполе. Как вспоминал один из современников, после спектакля толпа не дала Верди сесть в экипаж, а подхватила его на руки и несла до гостиницы, где он остановился. В этом шествии участвовали тысячи людей, они шли с зажженными факелами, а оркестр театра «Сан-Карло» исполнил ночью под окнами маэстро марш из второго акта «Аиды».