Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Отелло

 

 

 

Опера «Отелло» — высшее достижение Верди, подинно реалистическая музыкальная драма, созданная 74-летним композитором. В основу ее сюжета положена одноименная трагедия Шекспира. К творчеству Шекспира Верди обращался на протяжении всей своей жизни (оперы «Макбет», незавершенный «Король Лир», «Отелло», «Фальстаф»). Воплощение в опере трагедий Шекспира с их динамикой действия, многоплановостью и многогранностью образов — задача чрезвычайно сложная. «Это не поэтические произведения. Читая их, с ужасом видишь книгу человеческих судеб и слышишь, как бурный вихрь жизни с шумом переворачивает их листы»,— писал о Шекспире Гёте. Именно у Шекспира Верди учился мастерству лепить характеры, наделенные сильными страстями. «...Я предпочитаю Шекспира всем драматическим писателям, не исключая даже древних греков»,— говорил композитор.

 

К мысли написать оперу на сюжет «Отелло» Верди пришел не сразу. Завершив «Аиду» (1871), он на многие годы отходит от театра, а после «Реквиема» (1874) вообще наступает длительное молчание. 70-е годы XIX столетия не давали живительных соков для творчества. Героические идеалы были забыты, в литературе и музыке появились новые веяния: отказ от идейности, от демократизма, стремление к «модернизации искусства». Верди видел, что итальянская музыка переживает кризис, и понимал ответственность своего выступления в театре. Поэтому годы его молчания были годами мучительных раздумий.

Летом 1879 года в Милане после концерта, в котором Верди дирижировал своим «Реквиемом», друзья представили ему А. Бойто, композитора и либреттиста. Бойто мечтал о сотрудни­честве с великим маэстро и вскоре принес ему набросок сценария «Отелло», а затем либретто.

 




    Финал I действия. Театр "Метрополитен-опера"
 
 
 


     Первый исполнитель партии Отелло - Франческо Таманьо

 


    Отелло - Джеймс Маккрэкен

 


В трагедии Шекспира с беспощадной правдивостью вскрыты противоречия эпохи, выраженные в столкновении и непримиримости основных нравственных начал: прекрасного и уродливого, возвышенного и низменного, доброго, человечного и коварного. Носителями гуманистических идей выступают Отелло и Дездемона; коварного и хищного - Яго. "Великое произведение Шекспира - не трагедия ревности, но прежде всего - трагедия обманутого доверия" (этим герой Шекспира отличается от персонажа новеллы "Венецианский мавр" Дж. Чинтио, опубликованной в Венеции в 1565 году, сюжет которой великий драматург использовал в своем произведении). Но это и трагедия любви, где светлые чувства погублены злом.



     Отелло - Пласидо Доминго (Испания)



     Дездемона - Т.В.Богданова, Отелло - В.П.Волков. Ленинградский театр оперы и балета


Сцена из I действия. Рисунок А Бонаморе


 

При создании либретто все внимание было сосредоточено на раскрытии основного конфликта — столкновения Отелло и Яго. Образы, начертанные Шекспиром, в музыке Верди обрели свою самостоятельную жизнь. Характеры главных героев композитор раскрывает в развитии, в тесном сплетении с окружающим миром; отсюда — действенные хоровые сцены, в которых народ выступает активным участником событий. В опере нет четко разграниченных вокальных номеров, музыка развертывается в ходе действия, гибко переключаясь от ариозо к драматизированным речитативам.



Вагнер

События происходят в конце XV столетия, в период ожесточенной борьбы между Венецией и Турцией. Место действия — остров Кипр, куда назначен губернатором талантливый полководец мавр Отелло, находящийся на службе Венецианской республики.

 

Опера открывается вокально-симфонической картиной бури (увертюры в опере нет) — жители Кипра с волнением ожидают возвращения кораблей Отелло.

 


Отелло - З.Л.Соткилава. Большой театр СССР

 




 

 

 

Напряженный хор, «всплески» оркестра, возбужденные реплики солистов вводят в атмосферу событий. И наконец, радостный возглас Отелло: «О, ликуйте! Мы флот врагов разбили в бою морском» — в широкой, могучей мелодии голоса, сопровождаемой хором, в устремленном вверх движении оркестра слыш­ны героика, сила, пафос победы. Эта музыка великолепно характеризует титанический образ Отелло-полководца, мужественного и благородного.

В честь победы в таверне начинается веселый праздник; в центре его — саркастическая застольная Яго, знаменосца Отелло. Подливая вино захмелевшему капитану Кассио, Яго разжигает ссору, заканчивающуюся поединком. Разгневанный Отелло лишает Кассио звания капитана. Эта сцена — завязка всей драмы.

 

Оставшись наедине с Дездемоной, Отелло поверяет ей свои чувства:

 

Я счастлив так. что говорить не в силах,

И сердце бьется чаще, чем твое,—

Единственное наше разногласье.

 

 


Дездемона - Рената Тебальди (Италия)


    Отелло - В.А.Атлантов. Кадр из телефильма "Отелло".

    Режиссер В.Ф.Окунцов

 

      Дуэт Отелло и Дездемоны — поэма любви, одна из самых поэтичных страниц в оперной литературе. Он как бы рождается из созерцания лунной ночи; встают воспоминания о бурях и невзгодах, о былых страданиях и радостях первых встреч. Бурная патетика сменяется возвышенным лиризмом и страстным порывом, и, как высшее выражение чувства, появляется тема любви — торжествующе звучит она в оркестре, а затем словно растворяется в сиянии лунного света.

 

Центральное действующее лицо второго акта — Яго, самый отталкивающий из отрицательных образов Шекспира. Он лицемерен, изворотлив, циничен. Но цели его мизерны, он творит «зло ради зла», хотя пороки его скрыты непроницаемой маской. Такой Яго, как антипод Отелло, был необходим Верди. Характеристика Яго в первом акте дана в гротескной застольной, а во втором — в демоническом монологе, злодейском credo, провозглашающем отрицание всех возвышенных идеалов и тщетность земной суеты. Мрачная патетика слышится в оркестровом вступлении к его монологу — теме «отрицания жизни». Остро пульсирующий ритм у медных инструментов, ниспадающие, рваные или взвивающиеся вверх фразы струнных, напоминающие дьявольский смех, сопровождают монолог; вокальная мелодия то саркастическая, грозная, то «подобострастная» или торжествующая. Яго возненавидел Отелло, и жало своей ненависти он направляет на лучшую из черт характера мавра — доверчивость.


Раскрыв в первом акте величие души Отелло, красоту его возвышенной любви, Верди в последующих актах показывает весь трагизм ее разрушения. Намеками и недомолвками Яго сумел заронить капли сомнения в сердце Отелло и возбудить ревность к Кассио, и «яд сомнения» начинает действовать. Импульсом музыкального развития драмы служит борьба в душе Отелло между верой в добро и ложью, между чувствами возвышенными и низменными. В динамике этой борьбы, в процессе перерождения героя заключен симфонизм оперы.

 

 

Сцена из III действия

Ленинградский Малый театр оперы и балета

 

 

 


Яго ловко плетет сеть интриг, и каждое обращение Дездемоны с просьбой о помиловании Кассио вызывает у Отелло гнев и новые подозрения, а случайно оброненный Дездемоной платок становится в руках Яго еще одним звеном в цепи «улик». Потеряв веру в Дездемону — свой идеал, Отелло перестает быть воином и прощается с бранной славой:

 

Прощай, покой! Прощай, душевный мир!

Прощайте, армии в пернатых шлемах,

И войны — честолюбье храбрецов,

И ржущий конь, и трубные раскаты,

И флейты свист, и гулкий барабан,

И царственное знамя на парадах,

И пламя битв, и торжество побед!

Прощайте, оглушительные пушки!

Конец всему — Отелло отслужил.

 

Трагично звучат эти строки Шекспира у Верди. Ослепленный ревностью, поверив в измену жены, Отелло дает клятву мщения. Этим мрачным заклинанием — дуэтом Отелло и Яго — завершается второй акт. В третьем акте Верди подводит Отелло к полному душевному опустошению. Диалог с Дездемоной вызывает у него новый взрыв гнева. В трагическом монологе: «Бог! Ты мог дать мне позор, униженье» — вся его боль и тоска. И наконец, сцена Яго и Кассио. Отелло, спрятавшись за колонной, слушает их разговор, и когда он видит в руках Кассио платок Дездемоны, наступает окончательный срыв, в сердце его — смятение, мрак; в оркестре глухо звучат литавры.

 

Кульминация третьего акта — оскорбление Дездемоны в сцене приема венецианских послов: не владеющий собой Отелло повергает ее на землю. Ансамбль завершает драматический септет с двумя хорами, в котором доминирует голос Дездемоны — в ее скорбной мелодии слышны отзвуки темы любви. И последняя фаза этой сцены — Отелло проклинает Дездемону. ..

Испуганные гости покидают зал. Отелло падает без сознания, а торжествующий Яго произносит над ним: «Я раздавить бы мог его своей пятой, как гада».

 

Образ Дездемоны — воплощение вечно прекрасной женственности. Дездемона чиста, простодушна и беззащитна. Ее музыкальная характеристика отмечена нежностью и высокой поэтичностью. Впервые ее вокальная партия драматизируется в сцене с Отелло в третьем акте. Дездемона поняла, что перед ней разверзлась пропасть.

 

Наиболее глубоко облик Дездемоны раскрыт в четвертом акте — печальная мелодия английского рожка как бы повествует о близости страшного конца. Трогательная, народного склада песнь об иве проникнута безысходной тоской, отрешенностью веет от ее молитвы. Дальнейшие события развиваются стремительно — короткий диалог Отелло с Дездемоной, мольбы о пощаде и роковая развязка. Убедившись в невиновности Дездемоны, Отелло закалывает себя кинжалом. В оркестре просветленно звучит тема любви.

 

Премьера «Отелло» состоялась 5 февраля 1887 года в миланском театре «Ла Скала». Пели лучшие певцы того времени: Отелло — Франческо Таманьо, Яго — Виктор Морель, Дездемона — Ромильда Панталеони. (Впоследствии замечательной Дездемоной стала Рената Тебальди.) Опера встретила самый восторженный прием. После спектакля толпа народа собралась у «Альберго Милано», где остановился Верди, и приветствовала его громкими криками и аплодисментами. Когда Верди с друзьями и артистами вышел на балкон, Таманьо словами Отелло провозгласил: «Esultate» («О, ликуйте!»), и народ мощным хором откликнулся на его призыв.

 






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2017