Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров
 

Богема



Я слышал много хорошего о музыке Пуччини. . . Он следует современным течениям, и это естественно, но он остается верным мелодии, которая не принадлежит ни к современности, ни к прошлому.

Д ж. В е р д и

 

Вопреки всему и всем — создавать оперу из мелодий.

Д ж. Пуччини

 

Пуччини был одним из немногих художников конца XIX — начала XX столетия, сохранивших до конца своей творческой деятельности верность высоким идеалам реализма. Продолжатель дела великого Верди, от поздних опер его он унаследовал гибкость и свободу оперной формы и большое значение оркестра — «соучастника сценического действия», от Верди развивается и целая галерея «страдающих» героинь Пуччини. Но самое важное — Пуччини сумел сберечь основное богатство итальянской классической оперы — истинную человечность, высокую эмоциональность, ведущую роль во­кального мелоса, его захватывающую

распевность. Подобно Верди и Чайковскому, Пуччини был подлинно театральным художником, он писал для самой широкой публики, создавая произведения жизненно правдивые, наполненные естественными, яркими мелодиями, и, как великий мелодист, он сумел раскрыть стихию вокальной кантилены, наполнив ее новыми интонациями, новыми декламационными приемами. В этом и заключается длительный,

неослабевающий успех опер Пуччини, огромная жизнеспособность его искусства. Сам композитор говорил в одном из писем: «Я пишу для людей всех рас».

Случайное событие определило судьбу восемнадцатилетнего юноши. Узнав, что в пизанском театре ставится «Аида» Верди, он отправился из Лукки в Пизу, пройдя пешком более двадцати километров, так как денег на дорогу у него не было. «Аида» потрясла молодого музыканта, и он твердо решил стать оперным композитором.

 

Жизнь и творчество Пуччини протекали в сложную эпоху. Он был свидетелем объединения Италии и затем образования буржуазно-помещичьего государства, при жизни Пуччини началась первая мировая война и свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, а незадолго до его смерти в Италии к власти пришел фашизм.

Возвышенная, патетическая героика Рисорджименто, воспламенявшая Верди, не находит почвы в капиталистической Италии. Центральной темой творчества Пуччини становится конфликт человеческой личности с буржуазной средой. Продолжая гуманистическую линию Верди, Пуччини явился создателем итальянской «лирической оперы». Его персонажи взяты из обыденной жизни, на первый план выдвигаются женские образы.

Однажды в беседе с друзьями Пуччини упомянул о «Сценах из жизни богемы» французского писателя А. Мюрже (появившихся в 1851 году) как о сюжете для новой оперы. «Я нашел сюжет, в который я совершенно влюбился»,— говорил композитор. Его либреттистами стали Д. Джакоза и Л. Иллика.

В цикле новелл, объединенных одним названием, А. Мюрже обрисовал жизнь нищей артистической молодежи—«богемы», обитателей Латинского квартала Парижа; в какой-то степени он основывался на документальном материале. Мюрже не вскрыл социальных причин,



Рудольф — II. Н. Фигнер

Сцена из I действия. Мими — Рената Скотто, Рудольф — Лучано Паваротти (Италия)

 

 

 

Фотография, присланная Пуччини артистами Фюжером, Бувэ, Марешалем, Иснардоном по случаю 200-го исполнения «Богемы» в Париже

породивших «богему», но его герои своим поведением отрицали нравственные заповеди мещан и бросали вызов их «унылому существованию». Картины, созданные писателем, воскресили в памяти композитора его собственную студенческую жизнь, персонажи Мюрже стали музыкально осязаемыми. Центральная фигура оперы Пуччинишвея Мимп с ее горестной судьбой. Ей противопоставлена бойкая, веселая Мюзетта. В опере действуют и неразлучные друзья — «четыре мушкетера», которые, по словам Мюрже, «пили и играли всегда вместе, нередко отказываясь платить за съеденное и выпитое с единодушием, достойным оркестра Парижской консерватории». Это — поэт Рудольф, художник Марсель, философ Колен и композитор Шонар. В отличие от Мюрже, Пуччини не рассказал о дальнейшей судьбе героев, а завершил оперу трагически — смертью Мими, углубив социальный смысл произведения.



Актером

Каждый из четырех актов «Богемы» имеет свое название, определяющее место действия. Композитор отказывается от традиционных замкнутых номеров, многочастных арий, самостоятельных развитых ансамблей и больших хоров. Акты построены по принципу свободного, «сквозного» развития: эмоционально-насыщенные ариозо, переходящие в гибкую декламацию и диалоги, составляют музыкальную ткань. Опера основана на чередовании лирических, кантиленных эпизодов и комедийных сцен, полных живости и блеска. Сжатые лирические высказывания возникают естественно, по ходу действия, составляя свободную вокальную линию, поддерживаемую непрерывно пульсирующей партией оркестра. Сохраняя ведущим вокальное начало, Пуччини расширяет роль оркестра, делая его участником сценического действия; в оркестре развивается основной тематический материал, обобщающий характеристики персонажей.

 

Первый акт — «В мансарде». Накануне рождества, когда веселится весь Париж, друзья мечтают лишь о сытном ужине. Мечта их сбывается — Шонар принес немного денег, и они отправляются в ближайший кабачок. Краткое оркестровое вступление — остроритмованный, энергичный мотив — характеризует обитателей «богемы». Пластичной, порывистой кантиленой

 

 


 


 

Сцена из 3 действия. Мими — Рената Скотто.

Рудольф — Лучано Паваротти. Мюзетта — Т. В. Новиков

Ленинградский Малый театр оперы и балета


обрисован мечтательный романтик поэт Рудольф. Завязка драмы — встреча Рудольфа и Мими и их зарождающееся чувство. Девушка пришла попросить огня. Два монолога-рассказа Рудольфа и Мими — это два музыкальных портрета. Мечтательно-певучей темой открывается рассказ Рудольфа. Мелодия эта вырастает в страстную тему любви, которая затем широко разольется в приподнято-восторженном любовном дуэте, венчающем картину. Ария Рудольфа принадлежит к числу самых популярных

номеров концертного репертуара. Трогательно простой рассказ Мими рисует образ хрупкой, по-детски наивной девушки, по постепенно мелодия ее повествования разрастается, наполняясь возвышенным чувством.

 

Второй акт — «В латинском квартале» — жанровый. Канун рождества, улицы и кафе полны народа, повсюду смех, шутки, праздничное веселье. Среди толпы четыре друга, с ними Мими. Зарисовка уличного быта воплощена в серии быстро сменяющихся, словно в калейдоскопе, вокальных сцепок — ансамблевых и хоровых: хор продавцов, гризеток и студентов, сценка ребят с торговцем игрушек, марш солдат. В этой яркой, колоритной картине основная роль принадлежит подруге Марселя Мюзетте. Ее характеристика дана в страстном, увлекающем вальсе.

 

Третий акт—«У заставы». «Снежный ландшафт. Холодная заря, вызывающая дрожь. Все безжизненно и отчужденно, все в ожидании надвигающейся развязки» — так описал настроение оркестрового вступления итальянский критик Г. Гатти. Совместная жизнь с Рудольфом не принесла Мими счастья, они расстались. Опустошенная, измученная, она приходит к кабачку, где Марсель расписывает вывеску. Горечью наполнено ее повествование. Как драматический контраст, встает картина пробуждающегося города. Встреча Мими и Рудольфа полна светлой грусти, в их дуэт на какой-то момент врывается перебранка Мюзетты с Марселем. Нежно и умиротворенно прощание Мими и Рудольфа, они расстаются до весны.

 

 

 

Мими — Рената Тебальди (Италия)

Рудольф — Никола Николов (НРБ.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый акт — снова «В мансарде». В нем та же сценическая обстановка, те же обитатели, царят шутки и веселье. По музыке он близок первому акту. Настроение друзей меняется с

 

 

 

 


 

Сцена из I действия

Ленинградский Малый театр оперы и балета



появлением Мюзетты. Она едва привела тяжело больную Мими. Заключение оперы, как и первый акт, посвящено Мими и Рудольфу; в нем звучат уже знакомые темы, но здесь они окрашены скорбными тонами. Мелодика Мими заставляет вспомнить строки Мюрже: «В голосе у нее слышались ноты, врывавшиеся в сердце Рудольфа, как похоронный звон». Всплывают воспоминания о былых радостях, голос Мими делается «воздушным», легким и угасает. В оркестре в последний раз звучит тема умирающей Мими.

Пуччини завершил партитуру «Богемы» к осени 1895 года. 1 февраля 1896 года в Турине состоялась ее премьера. Дирижировал Артуро Тосканини. Это первое знакомство композитора с талантливым дирижером вскоре переросло в прочную дружбу, Тосканини стал пламенным пропагандистом искусства Пуччини. Опера была хорошо встречена публикой. Хотя отзывы критиков оказались противоречивыми — ее называли «оперой оборванцев», все же успех «Богемы» возрастал с каждым исполнением. В 1900 году партию Рудольфа на сцене театра «Ла Скала» пел Энрико Карузо. Популярность «Богемы» не ослабевает и в наши дни. Музыка ее «настолько доходчива, что кажется рожденной в нашем сердце»,— писал итальянский музыковед М. Мила в газете «Унита».

 






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2017