Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Риголетто

 

 

«Риголетто» — одно из бесспорно гениальных созданий Верди, с ярчайшей дра­матической интригой, все время держащей слушателя в напряжении, с рельефно очерченными драматическими характерами, с ритмически живыми хорами, с поразительней психологической рельефностью вокальных монологов и ансамблей.

                                                                                                                                                                                                                                   И.И.Соллертинский

Весь творческий путь Верди — художника- гражданина, горячего патриота — не отделим от родной страны, от ее борьбы за свободу и независимость. В музыкальную культуру родины Верди вписал новую героико-патриотическую страницу. В своих произведениях композитор смело обращался к самым жгучим проблемам своего времени, выступая «своеобразным пропагандистом» освободительных идей, решительно обновляя музыкальный театр. Такая идейная направленность его творчества побудила соотечественников дать ему имя «маэстро итальянской революции». Мобилизующую силу искусства Верди понимали передовые деятели Италии. Еще в 1848 году борец за свободу Дж. Мадзини писал композитору: «То, что я и Гарибальди делаем в политике, что наш общий друг А. Мандзони делает в поэзии, то Вы делаете в музыке. Теперь, как никогда, Италия нуждается в Вашей музыке». Но если героические оперы 40-х годов, наполненные гневом и свободолюбивым пафосом, воспламеняли народ и вызывали манифестации, то содержанием опер Верди 50-х годов — знаменитого «трезвездия»: «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата» — стала тема социального неравенства, обличения уродливых сторон жизни.

 

Композитор-гуманист, он смело поднимал голос против угнетения и рабства; пламенные образы Риголетто и Манрико, страдающей Виолетты вызывали у слушателей негодование против несправедливости.


 

 

 

Сцены из оперы "Риголетто"



 

Герцог - К.И.Плужников, Риголетто - В.Ф.Киняев


 

Герцог - К.И.Пиотровский


 

 


Новая тематика опер 50-х годов направила композитора на поиски нового музыкального языка — доходчивого, выросшего из народной итальянской песенности и бытовой музыки.

Сюжетной основой для новой оперы послужила драма В. Гюго «Король забавляется». «Трибун и поэт, он гремел над миром, подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека», — писал о Гюго М. Горький. Яркая театральность и страстность произведений великого французского писателя всегда привлекала Верди, оба художника — убежденные демократы, противники деспотизма и насилия — были близки по своим эстетическим воззрениям.

К сочинению оперы Верди приступил в 1850 году и сам наметил план либретто, которое по его указанию написал Ф. Пиаве. Первоначально он хотел назвать оперу «Проклятье». Когда работа подходила к концу, цензура неожиданно потребовала переделки сюжета. Пришлось допустить некоторые изменения: место действия перенести из Франции в Италию, короля Франциска I превратить в герцога Мантуанского, а шута Трибуле переименовать в Риголетто. В сорок дней композитор завершил партитуру.



Ж.Сименон

Опера «Риголетто» принадлежит к числу самых драматичных, динамически насыщенных произведений Верди, с яркими, рельефно выписанными характерами, наделенными индивидуальными чертами; для каждого из них композитор нашел свою музыкальную сферу и разнообразные вокальные формы: балладу, песенное повествование, драматический монолог, выразительные речитативы, ансамбли. Большую роль играет оркестр — участник драмы, подчеркивающий психологически важные моменты действия. «Мне кажется, что самым театрально- действенным сюжетом, положенным мной на музыку, является „Риголетто", Там имеются страшные события, резкие контрасты, темперамент, патетика!»—писал Верди.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джильда - В.В.Максимова

 

 

Центральная фигура оперы — придворный шут Риголетто, образ противоречивый и трагичный. Он язвителен, жесток и, полный затаенной ненависти к придворным, натравливает на них развращенного герцога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джильда - А.А.Лазовская

 

 

В краткой оркестровой прелюдии звучит мрачная «тема проклятия» — основная тема оперы. Прелюдия непосредственно переходит в танцевальную музыку, которой открывается блестящий бал. Беспечный, веселый герцог принимает гостей. Его легкая, жизнерадостная баллада как бы вливается в общее настроение бала. Среди толпы придворных — злобный и мстительный шут Риголетто, хорошо вписывающийся в бездумную обстановку дворцовой жизни. «Колючие» реплики, острый ритм, «язвительные» отыгрыши оркестра очерчивают его облик.

 

Резкий контраст в атмосферу общего веселья вносит появление графа Монтероне; он клеймит позором герцога, который обесчестил его дочь, и проклинает шута. Проклятье Монтероне потрясает Риголетто. Никто не знает, что шут ведет двойную жизнь. В предместье, в уединенном доме он скрывает от посторонних глаз дочь юную Джильду. Девушка утаила от отца свою любовь к неизвестному юноше, она не подозревает, что ее возлюбленный - герцог. В дуэте с Риголетто, в сцене с герцогом раскрывается ее светлыii облик. О своем .зародившемся чувстве повествует она в арии «Сердце радости полно», воздушной, полетной; пластичную мелодию, украшенную выразительными колоратурами, оттеняет тембр флейты.

Дальнейшее действие развивается драматично: Джильда похищена слугами герцоога. При встрече с придворными во дворце Риголетто насторожен, в его, как будто беззаботной, песенке слышна затаенная тревога; но когда он узнает, что дочь в покоях герцога, он сбрасывает шутовскую маску, предстает страдающим отцом. В трагической арии-монологе "Куртизаны, исчадье порока", обращенной к придворным, изливается все его отчаяние, гнев и страстная мольба; она звучит как обличение высшего света. Верди расширяет традиции итальянского бельканто, сочетая вокальную мелодию с драматической речитацией. Наивысшего напряжения драма достигает в последнем акте. Риголетто решает мстить, наемный убийца Спарафучиле с сестрой Маддаленой заманивают герцога в свое жилище, чтобы покончить с ним. Риголетто приводит туда и Джильду, она должна убедиться в неверности возлюбленного; Джильда видит входящего герцога, напевающего фривольную песенку, которая врывается резким контрастом в трагически гнетущую атмосферу сцены.

 

Одна из гениальных страниц оперной музыки — квартет. В нем сплетаются в драматический клубок самостоятельные мелодические линии, отражающие противоречивые чувства героев: беспечная веселость герцога, дерзкий задор Маддалены, страдания Джильды и решимость Риголетто. «На весах строжайшей музыкальной оценки квартет из „Риголетто"... по драматической правде и обольстительной прелести звукосочетания должен занимать одно из высших мест всей оперной литературы»,— писал композитор А. Н. Серов. Но Маддалене приглянулся красивый юноша, и она уговаривает брата убить первого из прохожих. Услышав их разговор, Джильда решает пожертвовать жизнью ради спасения любимого. Развязка лаконична. Разбушевавшаяся гроза усиливает накаленную атмосферу. Вся выразительность финала заключена в остродраматическом сопоставлении — мрачных реплик упоенного местью Риголетто и доносящейся издалека беспечной песенки герцога. Контраст столь неожидан, что буквально потрясает... Риголетто в ужасе открывает мешок с телом убитого и видит смертельно раненую Джильду. «Темой проклятья» в оркестре завершается опера.

 

Премьера «Риголетто» состоялась в венецианском театре «Ла Фениче» 11 марта 1851 года. Успех был огромный, о чем свидетельствовали отзывы в газетах, хотя раздавались и критические замечания в адрес композитора и либреттиста — их упрекали в том, что свои поиски «идеала красоты» они направили в область «ужасного и безобразного». Однако публика встречала оперу Верди с большим энтузиазмом и вскоре она обошла многие театры Италии; восторженно отзывался о ней и Россини: «В этой музыке я, наконец, узнаю гений Верди...»






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2017