Главная
|
Оперные шедевры
|
|
|
Сцены из оперы "Риголетто"
|
Герцог - К.И.Плужников, Риголетто - В.Ф.Киняев
|
Герцог - К.И.Пиотровский
Новая тематика опер 50-х годов направила композитора на поиски нового музыкального языка — доходчивого, выросшего из народной итальянской песенности и бытовой музыки.
Сюжетной основой для новой оперы послужила драма В. Гюго «Король забавляется». «Трибун и поэт, он гремел над миром, подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека», — писал о Гюго М. Горький. Яркая театральность и страстность произведений великого французского писателя всегда привлекала Верди, оба художника — убежденные демократы, противники деспотизма и насилия — были близки по своим эстетическим воззрениям.
К сочинению оперы Верди приступил в 1850 году и сам наметил план либретто, которое по его указанию написал Ф. Пиаве. Первоначально он хотел назвать оперу «Проклятье». Когда работа подходила к концу, цензура неожиданно потребовала переделки сюжета. Пришлось допустить некоторые изменения: место действия перенести из Франции в Италию, короля Франциска I превратить в герцога Мантуанского, а шута Трибуле переименовать в Риголетто. В сорок дней композитор завершил партитуру.
Опера «Риголетто» принадлежит к числу самых
драматичных, динамически насыщенных произведений
Верди, с яркими, рельефно выписанными характерами, наделенными индивидуальными
чертами; для каждого из них композитор нашел свою музыкальную сферу и разнообразные
вокальные формы: балладу, песенное повествование, драматический монолог, выразительные
речитативы, ансамбли. Большую роль играет оркестр — участник драмы, подчеркивающий
психологически важные моменты действия. «Мне кажется, что самым театрально-
действенным сюжетом, положенным мной на музыку, является „Риголетто", Там имеются страшные
события, резкие контрасты, темперамент, патетика!»—писал Верди.
|
Джильда - В.В.Максимова
Центральная фигура оперы — придворный шут Риголетто, образ противоречивый и трагичный. Он язвителен, жесток и, полный затаенной ненависти к придворным, натравливает на них развращенного герцога.
Джильда - А.А.Лазовская
В краткой оркестровой прелюдии звучит мрачная «тема проклятия» — основная тема оперы. Прелюдия непосредственно переходит в танцевальную музыку, которой открывается блестящий бал. Беспечный, веселый герцог принимает гостей. Его легкая, жизнерадостная баллада как бы вливается в общее настроение бала. Среди толпы придворных — злобный и мстительный шут Риголетто, хорошо вписывающийся в бездумную обстановку дворцовой жизни. «Колючие» реплики, острый ритм, «язвительные» отыгрыши оркестра очерчивают его облик.
Резкий контраст в атмосферу общего веселья вносит появление графа Монтероне; он клеймит позором герцога, который обесчестил его дочь, и проклинает шута. Проклятье Монтероне потрясает Риголетто. Никто не знает, что шут ведет двойную жизнь. В предместье, в уединенном доме он скрывает от посторонних глаз дочь юную Джильду. Девушка утаила от отца свою любовь к неизвестному юноше, она не подозревает, что ее возлюбленный - герцог. В дуэте с Риголетто, в сцене с герцогом раскрывается ее светлыii облик. О своем .зародившемся чувстве повествует она в арии «Сердце радости полно», воздушной, полетной; пластичную мелодию, украшенную выразительными колоратурами, оттеняет тембр флейты.
Дальнейшее действие развивается драматично: Джильда похищена слугами герцоога. При встрече с придворными во дворце Риголетто насторожен, в его, как будто беззаботной, песенке слышна затаенная тревога; но когда он узнает, что дочь в покоях герцога, он сбрасывает шутовскую маску, предстает страдающим отцом. В трагической арии-монологе "Куртизаны, исчадье порока", обращенной к придворным, изливается все его отчаяние, гнев и страстная мольба; она звучит как обличение высшего света. Верди расширяет традиции итальянского бельканто, сочетая вокальную мелодию с драматической речитацией. Наивысшего напряжения драма достигает в последнем акте. Риголетто решает мстить, наемный убийца Спарафучиле с сестрой Маддаленой заманивают герцога в свое жилище, чтобы покончить с ним. Риголетто приводит туда и Джильду, она должна убедиться в неверности возлюбленного; Джильда видит входящего герцога, напевающего фривольную песенку, которая врывается резким контрастом в трагически гнетущую атмосферу сцены.
Одна из гениальных страниц оперной музыки — квартет. В нем сплетаются в драматический клубок самостоятельные мелодические линии, отражающие противоречивые чувства героев: беспечная веселость герцога, дерзкий задор Маддалены, страдания Джильды и решимость Риголетто. «На весах строжайшей музыкальной оценки квартет из „Риголетто"... по драматической правде и обольстительной прелести звукосочетания должен занимать одно из высших мест всей оперной литературы»,— писал композитор А. Н. Серов. Но Маддалене приглянулся красивый юноша, и она уговаривает брата убить первого из прохожих. Услышав их разговор, Джильда решает пожертвовать жизнью ради спасения любимого. Развязка лаконична. Разбушевавшаяся гроза усиливает накаленную атмосферу. Вся выразительность финала заключена в остродраматическом сопоставлении — мрачных реплик упоенного местью Риголетто и доносящейся издалека беспечной песенки герцога. Контраст столь неожидан, что буквально потрясает... Риголетто в ужасе открывает мешок с телом убитого и видит смертельно раненую Джильду. «Темой проклятья» в оркестре завершается опера.
Премьера «Риголетто» состоялась в венецианском театре «Ла Фениче» 11 марта 1851 года. Успех был огромный, о чем свидетельствовали отзывы в газетах, хотя раздавались и критические замечания в адрес композитора и либреттиста — их упрекали в том, что свои поиски «идеала красоты» они направили в область «ужасного и безобразного». Однако публика встречала оперу Верди с большим энтузиазмом и вскоре она обошла многие театры Италии; восторженно отзывался о ней и Россини: «В этой музыке я, наконец, узнаю гений Верди...»