Главная
|
Оперные шедевры
|
|
Тангейзер — И. В. Ершов
Объединив обе легенды, Вагнер сделал Тангейзера героем состязания певцов, хотя, по преданию, это состязание состоялось значительно раньше; соперником Тангейзера в опере выступил крупный немецкий поэт Вольфрам фон Эшенбах (1170— 1220). Третья легенда, включенная в фабулу оперы,— о венгерской принцессе, ставшей женой немецкого ландграфа; она кротко переносила притеснения мужа, а после смерти была объявлена святой. Принцесса послужила
прототипом героини оперы — Елизаветы.
Развитие действия связано с Тангейзером — неудовлетворенным, мятущимся, мучимым сомнениями, нигде не находящим себе покоя: ни в мире чувственных наслаждений — в гроте Венеры, ни в мире высоких нравственных помыслов — среди пилигримов, ни в любви Елизаветы. В художественно-символической форме композитор отобразил поиски непостижимого идеала и невозможность примирения противоречий жизни.
Двойственность устремлений Тангейзера показана в увертюре, открывающей оперу. По монументальности и масштабу это — программное симфоническое произведение, как бы симфонический пролог к опере. Крайние части увертюры связаны с темами нравственного долга — хоралом пилигримов, «мотивом покаяния». Центральная часть — грот Венеры. «С наступлением ночи появляются волшебные видения: клубится подернутый розовым сумраком туман, до нашего слуха доносятся звуки сладострастного ликования; взор смутно угадывает движение устрашающего своей чувственностью танца» — так описывал эту музыку композитор. Среди пьянящих звучаний выделяется страстный гимн-марш Тангейзера в честь богини.
Первая картина первого акта — в гроте Венеры — отличается яркими красками, томной негой (хор сирен, ариозо Венеры). Главный ее эпизод — драматичная сцена-дуэт Тангейзера и Венеры и его высшая точка — приподнятый гимн Тангейзера, «гордая, ликующая любовная песня». Вакханалии первой картины противопоставлена пасторальная вторая — Тангейзер покинул грот Венеры, перед ним раскинулась широкая долина с Вартбургским замком. Безмятежная песня пастуха, встреча с рыцарями, воспоминание о Елизавете всколыхнули в душе
Вверху: Ландграф - В.И.Касторский.
Ленинградский театр оперы и балета.
Внизу: Елизавета — М. А. Дейша-Сиопицкая Мараинский театр и Большой театр
Вольфрам — Герман Прай, Тангейзер — Джесс Томас Пайрёйтский фестиваль, I960 г.
его прежние чувства. Вместе с рыцарями-миннезингерами он направляется в Вартбург.
Второй акт — в Вартбургском замке. Чистый образ Елизаветы и окружающих рыцарей обрисован строгой хоральной музыкой, простой песенностью, скромной оркестровкой. Финал акта — состязание певцов. Ландграф предлагает тему состязания: «В чем сущность любви?» Под аккомпанемент арфы по очереди выступают миннезингеры; они воспевают идеальную любовь, сравнивая ее с чистым родником, светлой звездой. Тангейзер противопоставляет им свое понимание любви — страстной, сжигающей — и поет гимн Венере. Все возмущены его дерзостью, только Елизавета встает на защиту рыцаря.
Оркестровое вступление к третьему акту — «Паломничество Тангейзера». Хор пилигримов, умиротворенно-созерцательная молитва Елизаветы, отмеченный грустью романс Вольфрама создают поэтическое настроение. Резкий перелом в действие вносит появление Тангейзера, в оркестре мрачно звучит «мотив проклятия». Драматический рассказ Тангейзера — кульминация в характеристике героя. Повествование идет в гибкой, богатой оттенками речитации, отражая все события, смены настроений; в оркестре проходит тема паломничества, хоральная тема вечного города Рима, тема проклятия папы. .. «Все высказано, выражено, раскрыто словом и музыкой настолько достоверно, что всякий иной способ выражений кажется немыслимым»,— писал Ш. Бодлер. Приговор папы — грешник не будет прощен, пока не зацветет посох — заставляет Тангейзера снова идти к Венере. .. Слышится похоронный хор — то провожают в последний путь Елизавету; потрясенный Тангейзер умирает. В заключении пилигримы приносят весть о чуде — в руках папы в Риме зацвел посох.
Премьера «Тангейзера» состоялась 19 октября 1845 года, дирижировал автор. Успех его у широкой публики был средний, но музыканты высоко оценили новую оперу. «Мне бы хотелось, чтобы Вы посмотрели „Тангейзера",— писал Р. Шуман одному из друзей,— В нем есть глубина, оригинальность. ..».
|
|
Вверху: Елизавета - М.А.Дейша-Сионицкая. Мариинский театр и Большой театр.
Вольфрам - Герман Прай, Тангейзер - Джесс Томас. Байрёйтский фестиваль, 1966 год.
Внизу: Сцена из I действия. Xup пилигримов. Байрёйтский фестиваль. 1954 год.
|
Внизу: Сцена из II действия. Состязание певцов. Байрёйтский фестиваль. 1965 год.
|
Распространению музыки Вагнера в России способствовали концерты немецкого композитора в обеих русских столицах в 1863 году,которые произвели огромное впечатление. Так, П. А. Вяземский писал: «Музыка Вагнера не только музыка будущего, но и вечности». Со всей страстью доказывал значение и величие Вагнера А. Н. Серов: «Вагнер — громадный талант и... надо быть глухим ко всякой красоте музыкальной, чтобы. .. не чувствовать в его музыке дыхания чего-то нового в искусстве, чего- то поэтически уносящего вдаль, открывающего безвестные, необъятные горизонты».