Главная
|
Оперные шедевры
|
|
|
самого композитора, «холодная»; томление неясной печали нежной второй темы рисует скрытое в глубине души Снегурочки влечение к неведомому ей чувству любви. Но, стремясь к «любви девичьей», она умеет лишь тоскливо ревновать, не зная, «как сердце говорит, когда оно любовью загорится». А надев волшебный венок Весны и получив от матери дивный, но смертельный для нее дар человеческой любви, в сладкой истоме тает, как снег весенний, растопленная пылкой страстью к Мизгирю, горячими лучамп Ярилы.
К образам сказочным, «мифическим» относятся Весна-Красна и Дед Мороз, Леший, Масленица — соломенное чучело. Мелодическими и
|
гармоническими средствами подчеркивает композитор их «неоднородную волшебность». Светлая музыка, сопровождающая Весну, ее призывный рог (валторна), красота широкой кантилены в арии контрастирует с «суровым, унылым» (Римский-Корсаков) колоритом «зимнего» лейтмотива Мороза и «диким, ленивым, потягивающимся» лейтмотивом и «пугающей» лейтгармонией Лешего.
Существа «полумифические, полуреальные» — пастух Лель (по указанию композитора, «олицетворение вечного искусства», то есть искусства народного) и царь Берендей. Задумчивый напев рожка сопровождает образ красавца пастуха, а песни, единственное его богатство, на горе Снегурочке, пленяют девичьи сердца в слободке берендеев.
Воплощение светлой старости — добрый царь, жрец Ярилы, царь-художник Берендей, умиленно чтущий красоту «могучей природы». За долгую жизнь он постиг ее законы, по древним обычаям мудро правит своим царством. Не видя в нем обычного благополучия, он понимает, что только соединение на Ярилиной горе «союзом брачным на солнечном восходе... девиц-невест и парней-женихов» будет жертвой, угодной божеству. Незримо присутствует Ярило в действии и властно направляет его ход. Все свершается по его воле, и тем вносится оттенок жестокости в идиллическую канву оперы. Лишь сгубив ненавистную ему дочь Деда Мороза, вернул Ярило берендеям прежнее расположение. После пятнадцати холодных лет вновь станет теплой весна и долгим жаркое лето в царстве берендеев, где тучны нивы, обильны воды и свежа листва в заповедных лесах.
Здесь и течет бытие мира земного, живут люди с их людскими страстями: пылко любящие торговый гость Мизгирь (гибнущий вслед за Снегурочкой тоже как жертва гнева Ярилы) и девица Купава (после измены Мизгиря нашедшая свое счастье в союзе с Лелем), и приемные родители Снегурочки — бобыль Бакула и его бобылиха, и «недалекий разумом» боярин Бермята. Каждый из образов нарисован композитором очень ярко.
Так же как мир волшебный, тесно слит с природой и мир земной. Связаны с ней и поэтические картины жизни счастливых берендеев,
|
Снегурочка - Т.В.Новикова
чтущих силы природы в лице своих богов. С круговоротом времен года красиво сплетается и быт берендеев в издревле справляемом языческом цикле крестьянских обрядовых действ: проводах Масленицы, а с нею и зимы, гулянье в заповедном лесу в последний день весны, жертвенной встрече лета в Ярилин день. «Радостны песни их по рощам и долам», их хоры- хороводы, пляски, игры. Созвучно им и «сказительство» (по определению Б. В. Асафьева) эпических хоров.
С рождением Снегурочки, возмутившим установленный в природе порядок, явилась в стране берендеев «сердец остуда» и «исчезло служенье красоте», о чем сожалеет мудрый старец царь Берендей, так как, по мысли Римского-Корсакова, царство берендеев — прекрасный мир Искусства. И как славословие Солнцу может быть понята увенчивающая оперу монументальная песнь-гимн жизнеподателю Яриле, словно ярким светом озаряющая ее конец.
Параллельно обрядовым действам, отражающим приход, цветенье, отлет весны,
|
|
Лель - Н.И.Романова. Мизгирь - А.Д.Морозов.
Ленинградский Малый театр оперы и балета
в напряженном развитии следуют драматические события. Потому что «Снегурочка» — не только «весенняя сказка», но и глубокая человеческая драма самой Снегурочки, в томлении прожившей свой недолгий век и ставшей всего на один миг счастливой.
«Формы „Снегурочки" отчасти традиционно глинкинские, т. е. представляющие собой отдельные заключенные нумера»,— сказал в «Летописи» Римский-Корсаков. Не нарушая, однако, привычного построения, он свободно истолковал их внутреннюю структуру, и в этом своеобразие музыкального стиля «Снегурочки». Включив в нее напевы подлинных русских песен, Римский-Корсаков удачно создал и немало собственных мелодий в народном духе. Сочинял он «прислушиваясь к голосам народного творчества и природы, птичьим попевкам, петушьим крикам».
Цельность в воплощении лирико-драматического замысла создают и мастерски сотканная из ведущих интонаций музыкальная ткань, и красочная инструментовка, которая, по словам
самого Рпмского-Корсакова. явилась для пего «шагом вперед во многих отношениях».
Берендей - Н.М.Думцев, Снегурочка - Т.П.Домникова.
Ленинградский Малый театр оперы и балета
Первое представление «Снегурочки» состоялось в петербургском Мариинском театре 29 января 1882 года. Изуродованная неудачными купюрами, опера имела все же большой успех. В заглавной партии выступила тогда Ф. П. Велинская. Но «свою» Снегурочку Римскому-Корсакову довелось увидеть только через несколько лет, при постановке оперы на той же сцене 16 января 1889 года, когда в роли Снегурочки появилась замечательная русская певица Е. К. Мравина (об ее исполнении в 1898 году композитор записал в «Летописи»: «Мравина — Снегурочка хороша»). Глубокое впечатление на современников произвело исполненное нежной прелести пение в «Снегурочке» Н. И. Забелы, не менее замечательное и в сценическом отношении. Трогательной Снегурочкой была советская певица И. И. Масленникова в постановке Большого театра СССР в 1954 году.
Спектакль окончен. Занавес опустился. Торжествует незыблемость мудрых законов природы, торжествует могущество любви. Но, как писал Б. В. Асафьев, опера Римского-Корсакова есть все же «скорбная повесть о житии и печальной кончине девушки Снегурочки» и о конце весны, уступающей место лету. «.. .Никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что все свершается как быть должно и идет своей чередой, пе уверят нас в справедливости возмездия Солнца... нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами...»