Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Снегурочка

 

 

«Нежный цвет русской оперы». Так красиво назвал «Снегурочку» Н. А. Римского-Корсакова Б. В. Асафьев в «Симфонических этюдах». И до сих пор с неувядаемой свежестью звучит ее чудесная музыка на оперной сцене.

 

Ровно сто лет тому назад, в мае 1880 года, «в настоящей русской деревне» Стелёво, под Лугой, поселился с семьей на лето Римский- Корсаков, влюбленный в сюжет «Снегурочки», «весенней сказки» А. Н. Островского. Дремучий лес Волчинец, прелестные рощи, поля ржи и гречихи — все гармонировало с его тогдашним пантеистическим настроением; и в два с половиной месяца (в июне — середине августа) композитор сочинил набросок (пролог и четыре действия) своей лирической оперы. «С первого дня водворения в Стелёве я принялся за „Снегурочку". Я сочинял каждый день и целый день... Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью...» — признавался впоследствии Римский-Корсаков в своих воспоминаниях «Летопись моей музыкальной жизни». Через несколько месяцев, в марте 1881 года, он поставил последнюю точку в партитуре «Снегурочки». Интересно, что при первом прочтении — в 1874 году — пьеса Островского мало понравилась Римскому-Корсакову; зато вернувшись к ней зимой 1879/80

года, композитор «точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту», как написал он об этом в «Летописи моей музыкальной жизни». Красоту сказочности пьесы Островского и тех двух миров — волшебного и земного, где протекает ее действие; красоту основной ее мысли: нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать и людское бытие. Гнев Солнца-Ярилы оттого и настиг землю берендеев, что там, по капризу Весны, свершился неестественный брак ее с Морозом. Ведь Яриле, богу любви и началу жизни, надлежало владеть Весной, а не мертвящему все живое Морозу.

Поэтичен «полумифический, полуреальный» (Римский-Корсаков) образ пятнадцатилетней Снегурочки, в которой соединились противоположные черты ее родителей. Таковы и характеризующие Снегурочку ведущие темы, многосторонне развитые в музыке оперы. Первая из них — изящная и легкая, но, по определению



    Мизгирь - П.М.Норцов. Большой театр СССР.

 


Снегурочка - А.В.Нежданова. Большой театр СССР.

 


самого композитора, «холодная»; томление неясной печали нежной второй темы рисует скрытое в глубине души Снегурочки влечение к неведомому ей чувству любви. Но, стремясь к «любви девичьей», она умеет лишь тоскливо ревновать, не зная, «как сердце говорит, когда оно любовью загорится». А надев волшебный венок Весны и получив от матери дивный, но смертельный для нее дар человеческой любви, в сладкой истоме тает, как снег весенний, растопленная пылкой страстью к Мизгирю, горячими лучамп Ярилы.



Священник

К образам сказочным, «мифическим» относятся Весна-Красна и Дед Мороз, Леший, Масленица — соломенное чучело. Мелодическими и

 



                   
Сцены из оперы "Снегурочка". Большой театр СССР.

 

гармоническими средствами подчеркивает композитор их «неоднородную волшебность». Светлая музыка, сопровождающая Весну, ее призывный рог (валторна), красота широкой кантилены в арии контрастирует с «суровым, унылым» (Римский-Корсаков) колоритом «зимнего» лейтмотива Мороза и «диким, ленивым, потягивающимся» лейтмотивом и «пугающей» лейтгармонией Лешего.

Существа «полумифические, полуреальные» — пастух Лель (по указанию композитора, «олицетворение вечного искусства», то есть искусства народного) и царь Берендей. Задумчивый напев рожка сопровождает образ красавца пастуха, а песни, единственное его богатство, на горе Снегурочке, пленяют девичьи сердца в слободке берендеев.

Воплощение светлой старости — добрый царь, жрец Ярилы, царь-художник Берендей, умиленно чтущий красоту «могучей природы». За долгую жизнь он постиг ее законы, по древним обычаям мудро правит своим царством. Не видя в нем обычного благополучия, он понимает, что только соединение на Ярилиной горе «союзом брачным на солнечном восходе... девиц-невест и парней-женихов» будет жертвой, угодной божеству. Незримо присутствует Ярило в действии и властно направляет его ход. Все свершается по его воле, и тем вносится оттенок жестокости в идиллическую канву оперы. Лишь сгубив ненавистную ему дочь Деда Мороза, вернул Ярило берендеям прежнее расположение. После пятнадцати холодных лет вновь станет теплой весна и долгим жаркое лето в царстве берендеев, где тучны нивы, обильны воды и свежа листва в заповедных лесах.

Здесь и течет бытие мира земного, живут люди с их людскими страстями: пылко любящие торговый гость Мизгирь (гибнущий вслед за Снегурочкой тоже как жертва гнева Ярилы) и девица Купава (после измены Мизгиря нашедшая свое счастье в союзе с Лелем), и приемные родители Снегурочки — бобыль Бакула и его бобылиха, и «недалекий разумом» боярин Бермята. Каждый из образов нарисован композитором очень ярко.

Так же как мир волшебный, тесно слит с природой и мир земной. Связаны с ней и поэтические картины жизни счастливых берендеев,

 


 Снегурочка - Т.В.Новикова

чтущих силы природы в лице своих богов. С круговоротом времен года красиво сплетается и быт берендеев в издревле справляемом языческом цикле крестьянских обрядовых действ: проводах Масленицы, а с нею и зимы, гулянье в заповедном лесу в последний день весны, жертвенной встрече лета в Ярилин день. «Радостны песни их по рощам и долам», их хоры- хороводы, пляски, игры. Созвучно им и «сказительство» (по определению Б. В. Асафьева) эпических хоров.

С рождением Снегурочки, возмутившим установленный в природе порядок, явилась в стране берендеев «сердец остуда» и «исчезло служенье красоте», о чем сожалеет мудрый старец царь Берендей, так как, по мысли Римского-Корсакова, царство берендеев — прекрасный мир Искусства. И как славословие Солнцу может быть понята увенчивающая оперу монументальная песнь-гимн жизнеподателю Яриле, словно ярким светом озаряющая ее конец.

Параллельно обрядовым действам, отражающим приход, цветенье, отлет весны,




 Лель - Н.И.Романова. Мизгирь - А.Д.Морозов.

Ленинградский Малый театр оперы и балета


в напряженном развитии следуют драматические события. Потому что «Снегурочка» — не только «весенняя сказка», но и глубокая человеческая драма самой Снегурочки, в томлении прожившей свой недолгий век и ставшей всего на один миг счастливой.

«Формы „Снегурочки" отчасти традиционно глинкинские, т. е. представляющие собой отдельные заключенные нумера»,— сказал в «Летописи» Римский-Корсаков. Не нарушая, однако, привычного построения, он свободно истолковал их внутреннюю структуру, и в этом своеобразие музыкального стиля «Снегурочки». Включив в нее напевы подлинных русских песен, Римский-Корсаков удачно создал и немало собственных мелодий в народном духе. Сочинял он «прислушиваясь к голосам народного творчества и природы, птичьим попевкам, петушьим крикам».

Цельность в воплощении лирико-драматического замысла создают и мастерски сотканная из ведущих интонаций музыкальная ткань, и красочная инструментовка, которая, по словам

самого Рпмского-Корсакова. явилась для пего «шагом вперед во многих отношениях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берендей - Н.М.Думцев, Снегурочка - Т.П.Домникова.

Ленинградский Малый театр оперы и балета

 

Первое представление «Снегурочки» состоялось в петербургском Мариинском театре 29 января 1882 года. Изуродованная неудачными купюрами, опера имела все же большой успех. В заглавной партии выступила тогда Ф. П. Велинская. Но «свою» Снегурочку Римскому-Корсакову довелось увидеть только через несколько лет, при постановке оперы на той же сцене 16 января 1889 года, когда в роли Снегурочки появилась замечательная русская певица Е. К. Мравина (об ее исполнении в 1898 году композитор записал в «Летописи»: «Мравина — Снегурочка хороша»). Глубокое впечатление на современников произвело исполненное нежной прелести пение в «Снегурочке» Н. И. Забелы, не менее замечательное и в сценическом отношении. Трогательной Снегурочкой была советская певица И. И. Масленникова в постановке Большого театра СССР в 1954 году.

Спектакль окончен. Занавес опустился. Торжествует незыблемость мудрых законов природы, торжествует могущество любви. Но, как писал Б. В. Асафьев, опера Римского-Корсакова есть все же «скорбная повесть о житии и печальной кончине девушки Снегурочки» и о конце весны, уступающей место лету. «.. .Никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что все свершается как быть должно и идет своей чередой, пе уверят нас в справедли­вости возмездия Солнца... нам жалко Снегу­рочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами...»

 

 

 






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2017