Главная
|
Оперные шедевры
|
|
Тамино — Петер Шрайер, Памина — Хелен Донат. Берлинская государственная опера, ГДР
Папагена — Рената Хофф, Папагено — Гюнтер Ляйб. Берлинская государственная опера, ГДР
Царица Ночи — В. В. Максимова. Ленинградский театр оперы и балета имени С М. Кирова
Памина — Р. С. Волкова
Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
Зарастро — Л. М. Романчак
Ленинградский театр оперы и балета. имени С. М. Кирова
|
Папагено — В. П. Журавленко. Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
|
|
|
Но Тамино узнает, что Зарастро борется с Царицей Ночи во имя добра на земле. В конце концов Царица Ночи погибает, Тамино соединяется с Паминой и все славят победу доброго начала.
Музыкальная характеристика героев дана скупо, но выразительно. Интонации Папагено и его подружки Папагены связаны с немецкой и австрийской песенностью. Народно-танцевальная мелодия лежит в основе песенки Папагено «Известный всем я птицелов» (I акт); каждый ее куплет завершается «свистящими» пассажами свирели. Полна простодушного юмора его ария «Найти подружку сердца» (II акт) — голос Папагено звучит на фоне прозрачной оркестровки, расцвеченной серебристым звоном колокольчиков. Свойственные Папагено доброта и искреннее чувство слышны и в его арии из финала второго акта, когда птицелов, наигрывая на свирели, ищет свою подругу; здесь его мелодия наполняется интонациями грусти и печали. Но появившиеся три волшебных мальчика напоминают ему о колокольчиках. Как бы в ответ на их серебристый звон, перед Папагено вырастает его «пернатая» подружка. От радости оба едва могут произнести: «Па... па... па...» (Известно, что первым исполнителем партии Папагено был Э. Шиканедер.)
Музыка Тамино и Памины поэтична и возвышенна. Наиболее полно Тамино показан в арии «Такой волшебной красоты» (I акт) — в сердце юноши загорается любовь к Памине; широкие взлеты мелодии, распевы, томительные восклицания сливаются в непрерывный поток. Светло и радостно звучит ариозо принца, когда он узнает, что Памина жива. Тамино продолжает линию лирических персонажей Моцарта — мечтательных, пылких и мужественных. Памина является воплощением женственности, любви, она непосредственна и доверчива. Облик Памины, страдающей, полной отчаяния, раскрыт в ее арии-монологе «Все прошло, все навек исчезло», непревзойденном по выразительности и глубине. Мелодия арии словно соткана из трепетных «всплесков» и «никнущих» печальных вздохов.
|
Репродукция с гравюры 1791 г.,
изображающей одну из сцен оперы.
Финал оперы Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова |
Волшебный мир тьмы и зла представлен Царицей Ночи. Мнимая тоска по дочери, желание мстить определяют характер ее арии из первого акта — то патетической, нарочито скорбной, то стремительной и приподнятой. Жгучей ненавистью наполнена ее ария из второго акта — Царица Ночи вручает Памине кинжал, чтобы та убила Зарастро и похитила могущественный «солнечный диск». В страстной, энергичной мелодии чувствуется решимость, гнев и в то же время смятение и отчаяние.
Зарастро — новый герой в опере XVIII столетия. Это идеальный образ мудрого, «просвещенного правителя». Он обрисован неторопливо-величавыми мелодиями, часто хорально-гимнического склада. Таковы его сцена с Памнной и молитва с хором. Завершается опера торжественным хором, прославляющим красоту, мудрость и справедливость.
Премьера «Волшебной флейты» состоялась в Вене 30 сентября 1791 года. Моцарт сам дирижировал оперой; с каждым последующим исполнением интерес публики к ней увеличивался — об этом композитор с радостью сообщил в письме к жене: «Я только что вернулся из оперы; театр так же, как и всегда, был переполнен. .. Но что меня больше всего радует, так это — молчаливое одобрение. Ясно видно, что успех этой оперы непрерывно возрастает...»
Моцарт любил «Волшебную флейту». До последнего мгновения он был
полон мыслями о ней. Восхищаясь гением Моцарта, Гёте писал, что в его
произведениях «есть сила созидания, которая действует от поколения к
поколению, и эта сила долго не исчерпает себя и не исчезнет».