Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Волшебная флейта

 


В марте 1791 года Э. Шиканедер, директор народного театра в предместье Вены и популярный актер, оказавшись на грани разорения, обратился к Моцарту с просьбой написать оперу на волшебный сюжет, для того чтобы привлечь в театр публику. Моцарт дал согласие. Новой опере, названной «Волшебная флейта», суждено было стать последним сценическим сочинением великого композитора — премьера ее состоялась за два месяца до его кончины.

Сюжет оперы, предложенный Шиканедером, заимствован из сказки «Лулу, или Волшебная флейта» (из сборника Виланда «Джиннистан»), свободно им переработанной и объединенной с мотивами других сказок и литературных источников. В «Волшебной флейте» Моцарт снова обратился к зингшпилю, национальному жанру с разговорными диалогами на немецком языке. Он раздвинул рамки комедийного спектакля и создал большое поэтическое музыкальное полотно — произведение глубоко философское и гуманистическое, в духе просветительских идей. «До его появления немецкой оперы, по существу, и не было; с "Волшебной флейтой" она родилась на свет»,— писал Р. Вагнер. Основная тема оперы — победа светлого, разумного начала над силами зла и разрушения.

Авторы оперы обратились к аллегории и вложили в уста своих персонажей философские, этические и эстетические высказывания, что придало опере определенную политическую остроту. Сценическое оформление было продиктовано отчасти всеобщим интересом к Востоку, но главным образом стремлением скрыть антифеодальную и антиклерикальную направленность оперы.

 

 

В «Волшебной флейте» Моцарт тонко сочетал черты реалистические и волшебные, возвышенно-лирические и буффонные. Композиция оперы представляет собой цепь самостоятельных музыкальных эпизодов, свободно нанизывающихся один на другой. Сказочный сюжет подсказал Моцарту и музыкальный язык, выросший из бытовой и народной песенности. В «Волшебной флейте» как бы концентрируется все богатство музыкального письма, накопленного Моцартом в различных жанрах: музыкально-театральном, симфоническом и камерном инструментальном.


 

Опера открывается блестящей, пронизанной светом увертюрой, которую П. И. Чайковский назвал «симфоническим чудом».

Два извечных противоборствующих начала — «добро» и «зло» — воплощены в двух группах образов: Зарастро с жрецами и Царица Ночи со своей свитой. С ними тесно связаны другие образы: лирические, наделенные высокими помыслами — принц Тамино и Памина, дочь Царицы Ночи, воспитанная добрым мудрецом Зарастро, и комедийные — фантастическое существо птицелов Папагено и его подружка Папагена. Царица Ночи хочет превратить Тамино в орудие борьбы против Зарастро, чтобы завладеть «солнечным диском» — символом могущества — и освободить дочь. Она направляет принца в царство Зарастро, вручая ему волшебную флейту, а его спутнику Папагено — серебряные колокольчики.

 

 

 

 

  Тамино — Петер Шрайер, Памина — Хелен Донат. Берлинская государственная опера, ГДР

  Папагена — Рената Хофф, Папагено — Гюнтер Ляйб. Берлинская государственная опера, ГДР

  Царица Ночи — В. В. Максимова. Ленинградский театр оперы и балета имени С М. Кирова

  Памина — Р. С. Волкова

 

 

  Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

 

   Зарастро — Л. М. Романчак

 

  Ленинградский театр оперы и балета. имени С. М. Кирова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Папагено — В. П. Журавленко. Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова


 

 


 

 

 


 



     Но Тамино узнает, что Зарастро борется с Царицей Ночи во имя добра на земле. В конце концов Царица Ночи погибает, Тамино соединяется с Паминой и все славят победу доброго начала.

Музыкальная характеристика героев дана скупо, но выразительно. Интонации Папагено и его подружки Папагены связаны с немецкой и австрийской песенностью. Народно-танцевальная мелодия лежит в основе песенки Папагено «Известный всем я птицелов» (I акт); каждый ее куплет завершается «свистящими» пассажами свирели. Полна простодушного юмора его ария «Найти подружку сердца» (II акт) — голос Папагено звучит на фоне прозрачной оркестровки, расцвеченной серебристым звоном колокольчиков. Свойственные Папагено доброта и искреннее чувство слышны и в его арии из финала второго акта, когда птицелов, наигрывая на свирели, ищет свою подругу; здесь его мелодия наполняется интонациями грусти и печали. Но появившиеся три волшебных мальчика напоминают ему о колокольчиках. Как бы в ответ на их серебристый звон, перед Папагено вырастает его «пернатая» подружка. От радости оба едва могут произнести: «Па... па... па...» (Известно, что первым исполнителем партии Папагено был Э. Шиканедер.)



Ангакок

Музыка Тамино и Памины поэтична и возвышенна. Наиболее полно Тамино показан в арии «Такой волшебной красоты» (I акт) — в сердце юноши загорается любовь к Памине; широкие взлеты мелодии, распевы, томительные восклицания сливаются в непрерывный поток. Светло и радостно звучит ариозо принца, когда он узнает, что Памина жива. Тамино продолжает линию лирических персонажей Моцарта — мечтательных, пылких и мужественных. Памина является воплощением женственности, любви, она непосредственна и доверчива. Облик Памины, страдающей, полной отчаяния, раскрыт в ее арии-монологе «Все прошло, все навек исчезло», непревзойденном по выразительности и глубине. Мелодия арии словно соткана из трепетных «всплесков» и «никнущих» печальных вздохов.


Репродукция с гравюры 1791 г.,

изображающей одну из сцен оперы.

 

Финал оперы

Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова



 

 


Волшебный мир тьмы и зла представлен Царицей Ночи. Мнимая тоска по дочери, желание мстить определяют характер ее арии из первого акта — то патетической, нарочито скорбной, то стремительной и приподнятой. Жгучей ненавистью наполнена ее ария из второго акта — Царица Ночи вручает Памине кинжал, чтобы та убила Зарастро и похитила могущественный «солнечный диск». В страстной, энергичной мелодии чувствуется решимость, гнев и в то же время смятение и отчаяние.

Зарастро — новый герой в опере XVIII столетия. Это идеальный образ мудрого, «просвещенного правителя». Он обрисован неторопливо-величавыми мелодиями, часто хорально-гимнического склада. Таковы его сцена с Памнной и молитва с хором. Завершается опера торжественным хором, прославляющим красоту, муд­рость и справедливость.

Премьера «Волшебной флейты» состоялась в Вене 30 сентября 1791 года. Моцарт сам дирижировал оперой; с каждым последующим исполнением интерес публики к ней увеличивался — об этом композитор с радостью сообщил в письме к жене: «Я только что вернулся из оперы; театр так же, как и всегда, был переполнен. .. Но что меня больше всего радует, так это — молчаливое одобрение. Ясно видно, что успех этой оперы непрерывно возрастает...»

Моцарт любил «Волшебную флейту». До последнего мгновения он был полон мыслями о ней. Восхищаясь гением Моцарта, Гёте писал, что в его произведениях «есть сила созидания, которая действует от поколения к поколению, и эта сила долго не исчерпает себя и не исчезнет».


 






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2017