Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Борис Годунов

 

 

Слова М. П. Мусоргского в письме к В. В. Стасову от 15 июня 1876 года: «.. .и теперь, и вчера, и недели тому назад, и завтра все дума, одна дума — выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства» — могли бы послужить эпиграфом ко всему творчеству композитора. Пытливый художник, полагавший цель искусства в приближении его к жизненной действительности на основе творческой свободы, Мусоргский считал, что «искусство есть средство беседы с людьми, а не цель». Его эстетические воззрения были продиктованы участливым интересом к «тончайшим чертам природы» человека и людских масс. Не «искусство для искусства», а «приговор о явлениях жизни», о мраке современной ему жизни. Через образы прошлого — к настоящему.



Бетховен

Художественные взгляды Мусоргского, отражение его гражданских убеждений с гениальным своеобразием и силой воплощены им в его опере «Борис Годунов», сочиненной на основе одноименной трагедии А. С. Пушкина. Внимание композитора к этому произведению привлек в 1868 году его друг, историк русской словесности и фольклорист профессор В. В. Никольский. Фабула романтической трагедии Пушкина (написанной в результате изучения летописей и «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина) относится к началу XVII века, одной из переломных эпох в истории русского народа; ее коллизии позволяли провести смелые параллели с новейшими временами. Образ мучимого угрызениями совести Бориса Годунова, убившего царевича Димитрия, чтобы взойти на московский престол (это опровергли современные исторические исследования), вызывал в памяти современников имена Александра I и его отца императора Павла. Мусоргского несомненно привлекала также возможность показать народ, «великую личность, одушевленную единою идеею», восставший против притеснителей, и на этом фоне личную драму царя Бориса.



                   
Борис Годунов - Ф.И.Шаляпин

 

Осенью тоги же года Л. И. Шестакова подарила Мусоргскому том сочинений  Пушкина с «Борисом Годуновым, куда были вплетены листы чистой бумаги... Заполнив их текстом либретто оперы, которое он создал сам, композитор через несколько лет вернул книгу Л. И. Шестаковой, написав слова теплой благодарности на первой странице. Но Мусоргский вынужден был считаться с требованиями оперного жанра. Не нарушая сущности поэтического замысла Пушкина, ему пришлось сократить количество сцен и действующих лиц, изменить некоторые стихи.

К сочинению музыки он приступил в октябре l868 года. Вспоминая об этом периоде своей жизни. Мусоргский писал В.В.Стасову 15 июля 1872 года: «...я жил „Борисом", в „Борисе", и в мозгах моих прожитое время в „Борисе" отмечено дорогими метками». Через год партитура оперы в четырех действиях была окончена, а осенью 1870 года Мусоргский представил ее в дирекцию императорских театров. Однако в феврале 1871 года он получил уведомление о том, что комитетом капельмейстеров и дирижеров театра «опера не одобрена для исполнения на русской оперной сцене». Но настоянию друзей, композитор в 1871 — 1872 годах сделал вторую ее редакцию. Воспользовавшись советом того же В. В. Никольского, он завершил «Бориса Годунова» сценой народного восстания под Кромами, что по-новому осветило ее содержание. Снова представленная в театральную дирекцию, опера была еще раз отвергнута. Причину этого Н. Л. Римский-Корсаков объяснял новизной музыки, поставившей «в тупик почтенный комитет». Действительно, если новаторской была трагедия Пушкина, то не менее смело нарушила общепринятые каноны и опера Мусоргского, созвучная прогрессивным идеям 1860-х годов. Композитор, вслед за Л. С. Даргомыжским («Каменный гость»), построил музыкальную драматургию оперы на полном совпадении музыки и драматического действия, точной обрисовке сценических положений и их психологической детализации. Отсюда почти полное отсутствие замкнутых, прежде всего — ансамблевых, форм. Декламационный характер вокальных партии, распевные или «говорящие» интонации в мелодике, близкой к старинной крестьянской песне и народному говору,— результат исканий Мусоргского в области музыкального претворения человеческой речи — были далеки от привычных представлений о пенни в опере.

 


Марина Мнишек - И.К.Архипова, Большой театр СССР

 

 

 


    Борис Годунов - Б.Т.Штоколов

    Варлаам - П.М.Журавленко

    Варлаам - В.М.Морозов

    Ленинградский театр оперы и балета

 

 

 

При этом музыкальный язык действующих лиц вдумчиво индивидуализирован. Большинство их наделено выразительными темами- характеристиками. сопутствующими им на всем протяжении действия и разнообразно видоизменяющимися в зависимости от его развития. Светлый и звонкий задор темы молодого Самозванца противоположен величавости темы старца Пимена и звукам то сосредоточенно скорбным, то тревожно мятущимся,

сопровождающим царя Бориса, томимого кошмаром кровавого видения.

Могучий драматизм поразительных по богатству и разнообразию хоровых сцеп направляется единым порывом, единой волей народа. В нескольких случаях Мусоргский воспользовался мелодиями подлинных русских песен, так же как национальные черты в образе Марины Мнишек он отразил с помощью интонации и ритмов польских танцев — мазурки и полонеза.

 

Отзвучала буйная песня «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая», отгремела «Слава» Самозванцу, не затихли еще вдали удары набатного колокола... и слышится только песенный плач Юродивого о народном горе. Политическая направленность оперы Мусоргского, верно почуянная правящими кругами царской России, еще долгое время препятствовала ее постановке на казенной сцене.


Прощание с сыном. Борис Годунов - Борис Христов (Болгария)

 


    Марина Мнишек - Р.А.Баринова, Рангони - И.П.Алексеев

    Ленинградский театр оперы и балета


После долгих хлопот три сцены («В корчме», «Уборная Марины» и «У фонтана») удалось поставить в Мариинском театре в бенефис режиссера Г.П.Кондратьева. И только 27 января 1874 года, по настоянию певицы Ю. Ф. Платоновой, в свою очередь взявшей оперу для своего бенефиса, «Борис Годунов» прозвучал почти целиком (без сцены в келье Пимена) под управлением Э. Ф. Направника. Опера имела большой успех и давалась в течение ближайших сезонов.

 

16 марта 1881 года М. П. Мусоргский скончался. Его рукописи оказались у Н. А. Римского-Корсакова«для приведения их в порядок и приготовления к изданию». В ближайшие годы композитор сделал собственную редакцию "Бориса Годунова", по своему усмотрению изменив текст, структуру сцен и инструментовку Мусоргского. Исполненная в этой редакции на сцене Русской частной оперы С. И. Мамонтова 7 декабря 1898 года, опера снова получила полное признание. Партию царя Бориса с замечательным проникновением в образ в этом спектакле впервые пел Ф. И. Шаляпин. В последующие годы гениальная опера Мусоргского продолжала завоевывать все большую и большую популярность на столичной и провинциальной оперной сцене в России, а после «русских сезонов» в Париже, начиная с 1908 года, также и за границей.

Прослушав оперу в 1904 году, Н. А. Римский-Корсаков писал: «Своей обработкой и оркестровкой „Бориса Годунова" .. .я остался несказанно доволен. Яростные почитатели Мусоргского немного морщились, о чем-то сожалея. .. Но ведь дав новую обработку „Бориса", я не уничтожил первоначального вида...



 Борис Годунов - А.С.Пирогов. Большой театр СССР.

 


Борис Годунов - Мартти Талвела (Финляндия)

 

 


    Борис Годунов - Ф.И.Шаляпин. Театр "Ковент-Гарден", 1928 год.





        Сцены из оперы "Борис Годунов"

 

Юродивый — II. С. Козловский Большой театр Союза ССР



Если когда-нибудь придут к тому, что оригинал лучше, ценнее моей обработки, то обработку мою отбросят и будут давать „Бориса" по оригинальной партитуре».

Действительно, в 1920-х годах советский музыковед П. А. Ламм по рукописям Мусоргского бережно восстановил первоначальный текст оперы. После многолетнего перерыва опера в подлинном виде вновь прозвучала 16 февраля 1928 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (под музыкальным руководством В. А. Дранишникова). В той же редакции опера была возобновлена также в 1949 и 1971 годах. В Московском оперном театре имени Станиславского она была впервые поставлена в 1929 году. В 1950-х годах свою редакцию «Бориса Годунова» создал также Д. Д. Шостакович.

Из советских исполнителей заглавной партии надо назвать имена народных артистов СССР А. С. Пирогова, М. О. Рейзена, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова;  каждый из них по-своему понял и с большой выразительной силой музыкально и сценически воплотил драматический образ мучимого угрызениями совести царя Бориса.






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2017