Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Пиковая дама

 

 

 

3 января 1890 года с «огромным успехом» (по отзыву современника) в Мариинском театре в Петербурге прошло первое представление балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского. А 7 декабря того же года там же публика бурными аплодисментами приветствовала композитора после премьеры «Пиковой дамы».

 

«Пиковая дама» заслуженно занимает первое место среди опер композитора и принадлежит к вдохновенным образцам русского и мирового классического оперного репертуара, притом, наиболее любимым и ценимым. Ее отличают музыкально-драматургическая цельность, эмоциональное богатство искренней музыки, психологическая углубленность образов героев, индивидуальное своеобразие музыкального языка, сценичность действия, развертывающегося на фоне широко написанных картин петербургской жизни. Воплощению художественного замысла подчинены насыщенная выразительность мелодики, мастерское симфоническое развитие интонационно связанного между собой тематического материала, неразрывно слитая с музыкой инструментовка.

Большое значение имело деятельное участие Чайковского в работе над либретто. Верный своему стремлению к «интимной, но сильной драме» для оперного сюжета, драме, основанной на реальном жизненном конфликте, Чайковский создал лирическое произведение, исполненное необычайной выразительной силы, замечательное по глубине содержания и напряженной динамичности действия, мастерству формы.

 

Мысль о сочинении оперы на основе повести «Пиковая дама» А. С. Пушкина захватила композитора не сразу. Когда Н. С. Кленовский прекратил работу над оперой на этот сюжет, автор либретто М. И. Чайковский предложил его брату. Тот ответил ему 28 марта 1888 года: «Извини, Модя, но я нисколько не сожалею, что не буду писать „Пиковой дамы". После неудачи „Чародейки" я хотел реванша и готов был броситься на всякий сюжет, и тогда мне завидно было, что не пишу. Теперь все это прошло, и, во 1-х, летом я непременно буду писать симфонию, а оперу стану писать только если случится сюжет, способный глубоко разогреть меня. Такой сюжет, как „Пиковая дама", меня не затрагивает, и я мог бы только кое-как его написать».



 Герман - Н.Н.Фигнер

Это значит, что в тот момент трагедия любви, социального неравенства и безумия Германа, порожденного общественными условиями эпохи, не заинтересовала Чайковского.

Однако по совету директора императорских театров И. А. Всеволожского Чайковский все-таки ознакомился с либретто. Как вспоминал впоследствии Н. Д. Кашкин, композитор признавался друзьям, что сначала даже смеялся над идеей подобной оперы. «Потом,— говорил он,— мне пришло в голову, что сцена в спальне графини великолепна, а потом и пошло, и пошло, и пошло...».

 

 

 

 

                                    

 

1


    Герман - Н.К.Печковский


    Герман - А.А.Стеблянко


     Лиза - Л.А.Шевченко. Ленинградский театр оперы и балета


На совещании у Всеволожского, в середине декабря 1889 года, в либретто были сделаны серьезные изменения по сравнению с повестью Пушкина. По желанию Всеволожского, не вызвавшему возражений со стороны композитора, действие перенесли в XVIII век. Соответственно с этим возникло и множество жанрово-бытовых подробностей (сцена гуляния в Летнем саду, интермедия «Искренность пастушки» на слова поэта екатерининских времен П. М. Карабанова с музыкой, стилизованной под Моцарта, и т. д.); введена была сцена у Зимней канавки; Лиза сделалась внучкой графини, и судьба ее сложилась по-иному. В результате опера приобрела характер «большого спектакля», нарядного зрелища, но гениальное музыкально - драматургическое чутье Чайковского вдохнуло в нее подлинную жизнь.

 

Новый замысел целиком заполнил воображение композитора. В поисках уединения и возможности работать без помех 14 января 1890 года Чайковский уехал за границу, решив поселиться во Флоренции. Он прибыл туда 18 января, остановился в полупустой гостинице «Вашингтон» и уже на следующий день начал писать первую картину оперы. Предстояло сделать действительно «невероятный фокус,— сообщал Чайковский П. И. Юргенсону 28 января (9 февраля),— написать оперу к будущему сезону».



Верди

Кончая вторую картину, Чайковский 2 (14) февраля поделился своими сомнениями с братом Модестом: «Хорошо или дурно выходит — не знаю. Иногда я очень доволен, иногда нет — но я не судья». В Италии он тосковал, и его тянуло в Россию, особенно когда началась весна, его любимое время года. Работал он, по его признанию, «очень усердно», то легко, «как в былые годы», то «не без напряжения и усилий воли». Четвертая картина (в спальне графини), центральная в опере, давалась «очень трудно — не знаю почему»,—жаловался Чайковский Модесту Ильичу. С ним он советовался о переменах в либретто.

 

 

Герман - В.А.Атлантов. Внизу -

сцена в игорном доме Большой театр СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

2   (14) марта, дойдя до последней картины (смерть Германа и заключительный хор), Чайковский разрыдался, так ему «стало жаль Германа. ..». «Оказывается, Герман не был для меня предлогом писать ту пли иную музыку, а все время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным... Теперь я думаю, что, вероятно, это теплое и живое отношение к герою отразилось на музыке благоприятно»,— писал он Модесту Ильичу на следующий день.

3  (15) марта 1890 года, за сорок четыре дня, Чайковский окончил сочинение «Пиковой дамы». В письме, посланном им в тот же вечер М. И. Чайковскому, он говорил: «В общем, мне в эту минуту кажется, что „Пиковая дама" — опера хоть куда. Увидим, что будет потом». Из Флоренции он вскоре уехал в Рим, а оттуда в Петербург. Инструментовку оперы он кончил во Фроловском 8 июня.

 

Репетиции «Пиковой дамы» начались в Мариинском театре в октябре. С начала ноября на них бывал Чайковский. Генеральная репетиция 5 декабря прошла, по словам В. П. Погожева, «шершаво», несмотря на то что партии пели Н. И. Фигнер (Герман), М. И. Фигнер (Лиза), М. А. Славина (Графиня), И. А. Мельников





 

 

(Томский), Л. Г. Яковлев (Елецкий). Через два дня состоялось первое представление.

 

Тревожно шелестящие, торопливые звуки сменяются тягуче нисходящими аккордами струнного квинтета. Зловещая тема баллады о трех картах и тайне старой графини. Изображение Пиковой дамы... Настороженный покой музыки внезапно сменяется подстегивающим ритмом чередующихся аккордов и вскриками флейт в верхнем регистре. На фоне их с жестокой непреклонностью слышится тема трех карт, тема злой судьбы. Тема смерти графини. Безумия и гибели Германа и любящей Лизы. Резко обрываясь, она уступает место теме любви. Поднимаясь все выше и выше, горячей волной постепенно заполняя звучание, она в кульминации сплетается с темой признания Германа. Потом начинает затухать, покорно сникая в грустном мажоре. В интродукции слышны главные музыкальные образы оперы, как бы пересказано вкратце ее содержание.

Баллада Томского и ее зловещий припев: «Три карты, три карты, три карты». Мысль о крупном выигрыше западает в душу Германа, человека с сильной и страстной душой и пылким воображением, влюбленного в Лизу, внучку старой графини. Горячие признания его в любви прерывает, напоминая о тайне трех карт, появление графини в комнате Лизы. В душе Германа начинается борьба между любовью и помутняющим его рассудок соблазном стать богатым, вырвав у старухи ее секрет, — искушением, приводящим его ночью в спальню графини.

Напрасны уговоры и мольбы взбешенного Германа — графиня в ужасе хранит упорное молчание. Выхвачен пистолет. «Она мертва, а тайны не узнал я». А в казарме, ночью после похорон графини, Герману мерещится ее призрак. Она пришла назвать ему три карты, но он должен жениться на Лизе. «Тройка... Семер­ка... Туз!» «Тройка, семерка, туз!»—как в бреду, повторяет Герман. Безумие берет верх над любовью. Прежнее чувство ненадолго пробуждается в нем при встрече с Лизой у Зимней канавки, затем, нетерпеливо стремясь в игорный дом, он убегает, отталкивая Лизу, и она в отчаянии бросается в воду.

Среди понтирующих в игорном доме жених Лизы Елецкий. Он пришел отомстить за нее.

 

 

 

     Елецкий - В.Р.Сливинский. Большой театр СССР

Герман выигрывает на тройку, выигрывает на семерку. Понтирует Елецкий. «Туз!»—объявляет Герман. «Ваша дама бита»,— отвечает князь. Проиграно все. Обезумевший Герман видит призрак графини, ее издевательскую улыбку: он не составил счастья Лизы, а погубил ее. Он закалывается, проклиная старуху.

В просветлении последних минут Герман помнит только о Лизе, его богине, чистом ангеле. Он любит ее, как любил прежде... Занавес медленно падает. На органном пункте тромбонов и контрабасов скрипки широко запевают тему любви. Мягкое звучание всего оркестра мало-помалу затихает в просветленной печали.

 

С вечера 7 декабря 1890 года прошло почти девяносто лет. Пожалуй, нет теперь ни одного оперного театра, в репертуаре которого не было бы «Пиковой дамы».






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2020