Главная
|
Оперные шедевры
|
|
|
Вверху: первые исполнители: Кармен - Мария Селестина Галли-Марье, Хозе - Поль
Лери,
Эскамильо - Жозеф Андре Буи, Микаэла - Маргарита Шапюи.
Ниже: Кармен - Н.А.Обухова, Эскамильо - С.И.Мигай. Большой театр СССР.
жизнь во всей
ее правдивости
и
неприкрашенности, выступал как художник-реалист.
Герои
его — неукротимые,
сильные характеры, одержимые буйной страстью. Либреттисты несколько смягчили
суровый тон новеллы, дикость нравов, ввели новый лирический персонаж — Микаэлу. Бизе своей музыкой возвысил
героев,
обобщил основной
конфликт и поднял его до
глубоко
человеческой драмы. В полнокровных
массовых сценах широко и многообразно показан
народ, участвующий
к происходящих событиях. — это хоровые пласты или маленькие сценки — групповые
портреты; все они, прежде
всего,-
картины народной жизни Испании, бурной, цветущей, горячей. Кроме того, они
служат
|
Кармен - Ивана Миксова, Хозе -
Мартин Ритцман, Берлинская опера, ГДР.
конкретным фоном для развития личной драмы героев.
Опера открывается блестящей, сверкающей увертюрой, захватывающей своим бурным темпераментом.
Этот красочный мир жизни, праздничности и света отражен двумя маршевыми темами: ликующего шествтя и темой тореадора. Ему противостоит другой мир — темных страстей, трагической судьбы Кармен: он раскрыт патетически скорбным "мотивом обреченности", сопутствующим героине на протяжении всей оперы, словно тень.
Действие происходит в Севилье. В первом акте композитор меткими штрихами рисует жизнь города. Все народные сцены неповторимы, своеобразны, правдивы: ритмически чеканный, задорный хор драгун, звонкий марш-хор мальчишек, мечтательный хор мужчин и последний хор — работниц табачной фабрики.
Главная героиня оперы — Кармен. Она притягательна, полна страсти п бурных стихийных порывов, бездумно отдается склонностям своего сердца — это подлинное дитя природы. «То была странная и дикая красота, лицо, которое с первого взгляда поражало, но которого нельзя было забыть,— читаем мы у Мериме,— в особенности у ее глаз было какое-то сладострастное и в то же время суровое выражение, какого я с тех пор не встречал ни в одном человеческом взгляде.»
Музыкальная характеристика Кармен — яркая, броская, основанная на народной песенности. Ее динамичный образ складывается постепенно из сольных номеров, отдельных реплик, ансамблей.
|
Появление Кармен в первом акте среди оживленной толпы на городской площади в Севилье значительно и приковывает внимание. Кармен сразу вносит в окружающую жизнь острое напряжение. Реплики ее богаты
оттенками, они изменчивы - то насмешливы, пренебрежительны, то призывны и страстны. Наиболее полный ее облик композитор дал в хабанере —
песне свободной любви, колоритной и зажигательной. своеобразной по интонациям п ритму. Мелодию этой испанской народной танцевальной песни Бизе заимствовал из сборника песен испанского композитора С. Ирадьера.
Первая встреча Кармен с доном Хозе молчаливая. но выразительная: закончив хабанеру, Кармен подходит к Хозе и бросает ему цветок; и в ответ на ее призывный взгляд в оркестре рождается страстная, завораживающая мелодия — тема ее любви, завершающаяся «мотивом обреченности». Этот короткий эпизод—завязка драмы.
Последующие сцены — ссора на фабрике, арест Кармен, песенка ее «о грозном муже», сегидилья — по-разному высвечивают многогранный облик цыганки. И снова встреча Кармен с Хозе в сцене ссоры фабричных работниц — живой жанровой картинке, словно выхваченной из самой жизни: яростный спор двух групп женщин, протекающий напряженно, стремительно, подводит к кульминации — появлению Кармен, сопровождаемому уже знакомой страстной,
завораживающей мелодией — темой любви. Самая яркая характеристика Кармен — песня-танец сегидилья в сцене обольщения Хозе; облик Кармен здесь то «манящий и близкий», то «неуловимый, ускользающий». В сегидилью органично вплетается ее диалог с Хозе.
Симфонический антракт, основанный на песенке Хозе «Драгун из Алькала», открывает второй акт оперы — в кабачке Лилас-Пастья. Цыганская песня-пляска, эффектный марш Эскамильо, виртуозный квинтет контрабандистов — все это рисует жизненно правдивую обстановку кабачка.
|
|
|
|
Центром действия становится сцена Кармен и Хозе. В их трагической любви выявляется начало конфликта. Пьянящая песня-танец Кармен с кастаньетами на фоне трубы, играющей «зорю». — удивительная находка Визе. Диалог героев представляет столкновение двух сильных. противоположных характеров. И выражением идеалов каждого служит сольный номер: для Хозе — поэтичная ария «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила», кульминация его любви: для Кармен — ее свободолюбивая песня, гимн свободе «Туда, туда в родные горы».
В третьем акте — сцене в горах — конфликт между Кармен и Хозе достигает высшего напряжения. Светлый, пасторального характера симфонический антракт рисует спокойную картину природы. Сумрачный секстет с хороми последующий хор контрабандистов показывают ту обстановку, в которой развивается драма Кармен и Хозе. Центральный эпизод—«сцена гадания», необычно построенный терцет — сцена трех персонажей, в котором выделяется
прозрачный, "классически" ясный дуэт Фраскиты и Мерседес. Ему противостоит мрачное ариозо Кармен. В оркестровом вступлении мелькает
«мотив обреченности». Траурно, словно перед призраком смерти, звучит голос Кармен. Появление Эскамильо, его дуэль с Хозе еще больше углубляет конфликт между героями и ведет к неминуемому разрыву. Эскамильо выступает в опере как противоположность Хозе; его музыкальная характеристика маршеобразная, театрально приподнятая, но всегда неизменная.
В третьем акте более выпукло обрисована Микаэла; ее чистый облик
противопоставлен свободолюбивой, непокорной Кармен. Трогательное обращение Микаэлы к Хозе с просьбой возвратиться к умирающей матери будит в его душе
светлые чувства.
Антракт к четвертому акту вводит слушателя в сцену народного праздника. Яркая, красочная музыка, словно залитая солнцем, построена на мелодии и ритме испанского танца «поло», заимствованного Бизе из сборника «Отголоски Испании».
В Севилье на площади перед цирком царит оживление. Этой праздничной картине с ликующим хором, маршем тореадоров, страстным дуэтом Эскамильо и Кармен контрастирует драматическая сцена — последнее объяснение Хозе и Кармен, выстроенная необычайно остро и лаконично. Мелодика здесь в основном речитативного склада. Фразы Хозе, сначала скорбные, умоляющие, а затем угрожающие, переплетаются с резкими, отрывистыми репликами Кармен. Этой смертельной схватке героев противопоставлено бурное ликование толпы в цирке.
|
Сцены из оперы "Кармен", Большой театр СССР
Четырежды вторгаются в их трагический диалог восторженные возгласы народа и особенно жутко звучит марш Эскамильо в момент убийства Кармен; в оркестре проходит "мотив обреченности".
Последний возглас отчаяния Хозе говорит о его полной опустошенности. В этой сцене со всей силой выявилось мастерство Бизе-драматурга.
"Кармен" не только вершина в творчестве Бизе, но и вершина мирового оперного искусства.
"Кармен" - это в полном смысле шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я убежден, что лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире", - писал П.И.Чайковский в 1880 году.