Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Лоэнгрин

 

 

 

«Миф о Лоэнгрине, в его простейших чертах и глубоком значении, как истинное создание народной фантазии, вырос передо мной из новейших исследований народного эпоса», — писал Вагнер.

 

Первоначальный замысел оперы на сюжет сказания о Лоэнгрине возник у композитора еще в 1841 году, но лишь после постановки «Тангейзера» (1845) Вагнер принимается за его осуществление. Легенда о благородном рыцаре волшебной силы и дивной красоты издавна бытовала в различных вариантах у народов северного побережья Западной Европы. Композитор выбрал наиболее поэтичный вариант и постарался, как он сам говорил, «освободить эти мифы от противоречивых воздействий христианской мысли и восстановить в них вечную поэму чистой человечности...». Согласно легенде, Лоэнгрин появляется среди людей для защиты обиженных и оскорбленных, приплывая из таинственных далей в ладье, ведомой лебедем. Но никто не должен знать, кто этот рыцарь и откуда пришел... В этой легенде Вагнер видел возможность раскрыть волновавшие его мысли; в своей творческой исповеди «Обращение к друзьям» он писал: «.. .Трагизм в характере, во всем положении Лоэнгрина имеет свои глубокие причины в современной жизни». Лоэнгрин, приносящий людям добро, любовь и справедливость, подобно художнику в окружавшем Вагнера обществе, остался непонятым и отвергнутым. Оперы «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» создавались в атмосфере общественного подъема, накануне революционных событий 1848 года и отражали настроения передовых людей Германии.

 

Драматический конфликт в «Лоэнгрине» основан на столкновении добра и зла, светлого начала, олицетворяемого образами Эльзы и Лоэнгрина, с темными силами в лице Фридриха Тельрамунда и его жены Ортруды. Конфликт внешний осложняется психологическим конфликтом. Лоэнгрин, подобно Летучему Голландцу и Тангейзеру, искал женщину, которая верила бы в него. «Он жаждал. . . того единственного, что могло спасти его от одиночества, успокоить его тоску: любви, возможности быть любимым, понимания, рожденного любовью»,— писал композитор в своих «Мемуарах».

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сцены из оперы. Репродукции с олеографий времени первых постановок. Вверху и внизу.


     Так и Вагнер как художник чувствовал себя одиноким, вынужденным жить только своими идеалами, и это был удел всех «истинных художников, для которых искусство — важнейшее жизненное назначение».

Действие оперы развертывается во время царствования короля Генриха I Птицелова. Граф Фридрих Тельрамунд обвинил Эльзу, дочь умершего брабантского герцога, в убийстве брата. Никто не знает, что жена Тельрамунда колдунья Ортруда превратила исчезнувшего юного Готфрида в лебедя и подговорила мужа оклеветать Эльзу. Спасти девушку может только тот, кто вступится за ее честь. Этот подвиг свершает Лоэнгрин; он сражается с обидчиком и называет Эльзу своей супругой, но предварительно ставит условие — она никогда не должна спрашивать его имя. После победы Лоэнгрина над Тельрамундом Ортруда решает мстить и пытается заронить сомнение в сердце Эльзы... Закончена свадебная церемония, Эльза и Лоэнгрин остаются одни, и тогда, не сдержав клятвы, Эльза задает роковой вопрос: кто он и откуда пришел? Убитый горем Лоэнгрин прощается с Эльзой; открыв перед народом свое имя, он на ладье удаляется в свою таинственную обитель.



Джон Ле Карре

Эта опера стоит значительно ближе, по сравнению с предшествующими, к реформаторским музыкальным драмам Вагнера. В ней окончательно преодолена структура завершенных номеров; все музыкальное развитие протекает в развернутых сценах, где речитативы, свободные монологи, диалоги, ансамбли сплетаются в единую музыкальную ткань.

 

Опера открывается оркестровым вступлением — истинной жемчужиной симфонической музыки. В нем раскрывается только один образ — главного героя Лоэнгрина. Вагнер впервые отказался от развернутой увертюры, заменив ее вступлением. Из прозрачной звучности скрипок постепенно вырисовывается чудесная, словно сотканная из воздуха, тема — так рождается «дивное видение», облик лучезарного рыцаря, посланца таинственного Грааля. По словам П. И. Чайковского, эта музыка — «царство света, правды и красоты». Нежное звучание скрипок обогащается тембрами духовых, появляется новый мотив, и, наконец, достигая огромной мощи, лирическая тема Лоэнгрина

 

 

 


Вверху: Лоэнгрин - И.В.Ершов.


 Эльза - Е.К.Мравина. Мариинский театр.

приобретает героический характер и снова растворяется в прозрачных высотах. Первое появление Лоэнгрпна перед народом сопровождает героическая тема, определяющая его рыцарские черты. Важной музыкальной темой оперы является «тема запрета». Музыкальная характеристика Эльзы — лирическая. Образ восторженной героини возникает в большой сцене первого акта: Эльза рассказывает, что во сне ей явился прекрасный рыцарь.

Мечтательно-трогательное повествование прерывается репликами хора, короля, Тельрамунда. что придает живость действию; в оркестре проходят темы Лоэнгрина. Страстно и горячо звучит молитва Эльзы, ее мольба о спасении.

 

 


Эльза - А.В.Нежданова.

 

 


 Эльза - Рената Тебальди. Италия.

Во втором акте, насыщенном резкими контрастами, доминируют зловещие фигуры Тельрамунда и Ортруды. Угловатые темы, низкий регистр придают музыке мрачный колорит. Для образа Ортруды характерны изломанные, "змеевидные" мотивы.

 

 


Лоэнгрин - Л.В.Собинов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ортруда - Р.А.Баринова

 


Сцена из I действия. Байрёйтский фестиваль. 1968 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ортруда - Р.А.Баринова.

 

 

 

Антракт к третьему акту, праздничный, ликующий. передает радостное настроение свадебного торжества, лишь в средней его части проходит задумчивая тема, которая рассеивается в сверкающем потоке. Центральная сцена третьего акта — дуэт Лоэнгрина и Эльзы. Светлым, восторженным настроением проникнуто его начало: Лоэнгрин говорит о своей любви, ищет доверия супруги. Эльзу мучает сомнение (в оркестре как предостережение звучит «тема запрета»), Лоэнгрин сурово напоминает о клятве, успокаивает ее, но Эльза хочет знать тайну. В это время в покои врывается Тельрамунд, Лоэнгрин выхватывает меч и поражает его. «Все наше счастье прошло, как сон!» — скорбно произносит рыцарь. На следующий день Лоэнгрин предстает перед народом. В своем рассказе посланец Грааля открывает свое имя и повествует о далеком горнем царстве, о рыцарях, борющихся за справедливость на земле. Возвышенная красота, пластичность мелодики делают этот рассказ одним из лучших творений Вагнера.

Премьера «Лоэнгрина» состоялась 28 августа 1850 года в Веймаре под управлением Ф. Листа. Вагнер услышал свою оперу только через 11 лет в Вене. В России «Лоэнгрин» впервые был исполнен в Петербурге в Мариинском театре 16 октября 1868 года под управлением К. Н. Лядова. Крупным событием стала постановка оперы в Москве в Большом театре в 1902 году. Партию Лоэнгрина пел Л. В. Собинов, партию Эльзы — А. В. Нежданова, дирижировал В. И. Сук.

 

 

    Сцена из II действия. Байрёйтский фестиваль. 1960 год.


 

 






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2020