Главная
|
Оперные шедевры
|
|
Сальвини-Донателли. Театр "Ла Фениче", 1853 год.
|
|
(Италия)
Виолетта - Джемма Белличиона
Виолетта - Аделина Патти (Италия)
Вальсовостью пронизан почти весь первый акт оперы (вакхическая застольная, хор гостей, объяснение Альфреда и Виолетты, ее ария).
Музыкальная характеристика героини дана в развитии: жизнерадостная, беспечная, в вихре блестящего бала, затем нежная, любящая и, наконец, одинокая, умирающая. Проникновенный образ Виолетты представлен уже в оркестровой прелюдии к опере — печальная тема в приглушенном звучании скрипок раскрывает страдание героини, а страстная, широкая мелодия любви — ее глубокое чувство.
Блестящей, нарядной музыкой первого акта композитор рисует Виолетту и ее окружение. Признание Альфреда пробудило в ней мечты о счастье; она покинула шумный свет. Перелом в судьбе героини наступает с появлением отца
Альфреда — Жоржа Жермона, требующего разрыва с сыном. Сцена Виолетты и Жермона - центральная в опере; в ней раскрыта вся буря чувств и переживаний героини: тревога, протест, стремление отстоять свое счастье, отчаянье и покорная решимость.
Третий акт возвращает слушателя в атмосферу беззаботности и веселья. На балу появляется Виолетта с бароном Дюфолем; по этот мир уже чужд ей, она глубоко страдает. Мучительно переживает она ссору Альфреда с бароном и оскорбление, брошенное ей Альфредом.
В
последнем акте покинутая всеми Виолетта умирает от чахотки. Верди удивительно
тонко запечатлел эту томительную атмосферу — вновь звучит печальная тема
скрипок из вступления.
|
Виолетта - Анна Моффо,
Альфред - Франко Бонизолли (США)
«...Какое безмолвие! Какой молчаливый и горестный покой рождают звуки!»—говорил об этой сцене А. Бойто, известный композитор и либреттист. Контрастом к этой мертвящей тишине проносится уличный карнавал. И снова музыка наполняется скорбью, мелькают отголоски темы любви. Но ни возвращение Альфреда, ни порыв Виолетты к жизни не могут спасти ее.
|
Виолетта - Р.С.Волкова, Жермон - Г.В.Заставный
|
|
Жермон - Тито Гобби (Италия)
Премьера «Травиаты» состоялась в Венеции в театре «Ла Фениче» 6 марта 1853 года. Опера потерпела полное фиаско. Огорченный композитор писал па следующий день своему другу Э. Муцио: «Дорогой Эммануэле, „Травиата" вчера вечером — провалилась. Вина моя или певцов? .. Время рассудит...». И действительно, по свидетельству современников, исполнение было явно неудачным, певцам пришлось выступать в непривычной для них камерно-интимной опере. Но, пожалуй, наиболее ожесточенные споры разгорелись вокруг содержания оперы, которое сочли непристойным. Большой дерзостью. с точки зрения буржуазной морали, посчитали появление на сцене куртизанки в качестве героини, также не могли простить Верди нарушение оперных традиций — выступление артистов в современных костюмах. Через год «Травиата» была поставлена в венецианском театре «Сан-Бенедетто» в исполнении отличных певцов. Но дирижеру и импресарио театра А. Галло пришлось уступить вкусам публики и заменить современные костюмы на старинные. Опера имела огромный успех. Однако постановка в Неаполе в 1854 году снова вызвала резкие критические замечания. После этого возмущенный композитор писал де Санктису: «... Итак, „Травиата" потерпела фиаско! Я это знал... Почему на сцене вашего „Сан-Карло" нельзя одинаково показать королеву и крестьянку, женщину добродетельную и кокотку? .. Это неприлично!! — говорите вы. Почему? Если можно умереть от яда или шпаги, почему нельзя умереть от чахотки или чумы? Почему? Разве всего этого не бывает в действительности!?.» Так отстаивал свои позиции художник-реалист и демократ.
Публика, как и пресса, не поняла обличительного значения «Травиаты»; чуждым для них оказался и музыкальный язык оперы.
Внизу: Жермон - С.П.Лейферкус
|
Несмотря на это, «Травиата» утвердилась на сцене и вскоре обошла все крупные европейские театры.
Лучшей исполнительницей партии Виолетты в Италии была Мария Пикколомини, созданный ею образ вполне удовлетворял композитора. В партии Виолетты прославилась замечательная певица Аделина Патти.
Прекрасным интерпретатором оперы был талантливый советский дирижер В. А. Дранишников. Его «Травиата» покоряла глубоким пониманием авторского замысла, умением создать поразительно тонкий звуковой колорит; по свидетельству академика Б. В. Асафьева, он достигал этого благодаря мягкому «варьированию всех оттенков piano».
«Травиата» — одна из самых популярных опер и в наше время, любовь к ней массового слушателя — в силе искусства Верди, в той правде жизни, которая отличает все его произведения, в умении заставить звучать в сердце человека лучшие струны.