Главная
|
Оперные шедевры
|
Эскиз декорации ко II действию Театр «Ла Скала», 1862 г. |
|
Черты нового жанра впервые проявились в операх Гуно, и особенно в его «Фаусте», ставшем образцом французской лирической оперы.
В основу либретто «Фауста» Ж. Барбье и М. Карре положили первую часть трагедии Гёте. Легенда о докторе Фаусте, ученом и чернокнижнике. пытавшемся постигнуть «тайны бытия», получила широкое распространение в XVI столетии. С тех пор она разрабатывалась писателями разных стран и лучшей ее литературной обработкой стала трагедия Гёте — «величайшее создание человеческого духа», как писал Пушкин. Гуно не ставил перед собой .задачи воплотить сложный идейно-философский смысл трагедии. Сюжет трактован в лирическом плане, и гетевский Фауст — раздвоенный и вечно ищущий дерзновенный мечтатель, наделенный могучим умом, превратился в опере скорее в лирического героя.
В центре оперы любовь Маргариты и Фауста — в этом мире лирики Гуно достиг большой поэтичности и выразительности. Он создал искренние, овеянные душевной теплотой образы, подкупающие простотой и правдивостью. Музыкальный язык, основанный на бытовых интонациях — песнях, романсах, танцах, стал впоследствии типичным для лирической оперы.
Маргарита - Аделина Патти (Италия)
Фауст - Колен
Опера открывается оркестровой интродукцией. Ее вступление, сумрачное по характеру, как и начало первого акта, передает тяжелые думы Фауста о бренности бытия. Мрачная картина внезапно сменяется светлой, возникает новая проникновенная лирическая мелодия, затем — пасторальная. Старый ученый находится один в своем кабинете, он устал и отчаялся разгадать тайны природы, его терзают мучительные сомнения, он думает о смерти, но доносящаяся с улицы песня напоминает о жизни. Проклиная все, Фауст взывает к дьяволу — только молодость сможет вернуть земные радости. Лишь о ней он молит Мефистофеля в своем ариозо, порывистом, полетном. Но злой дух требует платы — ему должна принадлежать душа Фауста. Вызванный Мефистофелем образ юной Маргариты пробуждает в сердце Фауста любовь и рассеивает все сомнения. Осушив кубок, старый доктор превращается в полного сил юношу и устремляется за Мефистофелем. Они на площади городка. Повсюду шутки, смех. Провожая солдат в поход, у кабачка пируют студенты и горожане; к этой веселящейся толпе присоединяются Мефистофель и Фауст.
У Гёте Мефистофель — второе «я» Фауста, дух отрицания и сомнения, его credo четко изложено в трагедии: «Я отрицаю все — и в этом суть моя».
По сравнению с трагедией Гёте, образ Мефистофеля в опере несколько снижен, хотя роль его остается значительной. Партия Мефистофеля выделяется из общего лирического повествования: он цинично глумится над светлыми чувствами и предстает то ироничным, то мрачным, то саркастичным. В своих знаменитых куплетах «О золотом тельце» он издевается над человечеством: «Народы и короли вместе предаются безумной пляске вокруг золота, и этой пляской руководит сатана». Полны сарказма его пародийная «Серенада» и «галантное» объяснение с Мартой. Неповторимого Мефистофеля создал великий русский певец Ф. И. Шаляпин, выявивший необычайную масштабность и философскую глубину этого образа.
Главная героиня оперы — Маргарита.
|
Фауст - К.И.Пиотровский (Петраускас)
Концентрация внимания на женских образах стала основной чертой французской оперы. Наиболее полно образ Маргариты и ее зарождающееся чувство раскрыты в третьем действии, центральном в опере и построенном на едином движении к кульминации. В сад
Маргариты в сопровождении Мефистофеля приходит Фауст; его пылкая страсть выражена в знаменитой лирической каватине. Поставив ларец с драгоценностями, он удаляется. Чистый, трогательный в своей простоте облик Маргариты представлен в балладе «О Фульском короле». Пытаясь отогнать мысли о прекрасном рыцаре, она садится за прялку, напевая старинную балладу. В ее мерное повествование органично вплетаются воспоминания о встрече на ярмарке с Фаустом. Заметив драгоценности, Маргарита любуется ими, весь ее наивный восторг раскрывается в блестящей «арии с жемчугом». Объяснение Фауста приводит Маргариту в смятение. Помогая Фаусту, Мефистофель властно заклинает цветы «весь воздух отравить и впиться Маргарите в сердце». Драматическая кульминация оперы — дуэт Фауста и Маргариты, вершина лирики Гуно. Страстно и призывно звучат темы их любви, в оркестре широко льется светлая мелодия, как бы олицетворяя их счастье.
Все последующие картины — трагическая развязка. Фауст оставил Маргариту; покинутая и одинокая, она ищет утешения в храме, но дьявол преследует ее. Возвратившийся с войны брат Маргариты Валентин, защищая ее честь, гибнет в поединке с Фаустом, а перед смертью проклинает сестру.
Вальпургиева ночь, шабаш ведьм (в авторской редакции это 1-я картина V акта). Фауст во власти Мефистофеля, но когда в разгар пиршества сатана предлагает ему выпить «чашу забвения», возникает видение Маргариты с кровавым следом на шее. Фауст в ужасе бросает чашу и бежит прочь. Этот момент — крушение власти Мефистофеля. Для постановки оперы в 1869 году на сцене «Гранд-Опера» в Париже Гуно написал для этой картины танцы.
Вторая картина пятого акта — в тюрьме. Потеряв рассудок, Маргарита убила своего ребенка и ожидает казни. Появление Фауста на время возвращает ей сознание, она вспоминает первое свидание, радость их любви (в оркестре прозрачно звучит мелодия вальса, темы их любви). Фауст уговаривает Маргариту бежать, но она отказывается — этим утверждается моральное превосходство героини. Напряженный терцет завершается взрывом — Маргарита, заметив Мефистофеля, отталкивает Фауста: «Смотри! Ты весь обрызган кровью! Прочь!..»—падает и умирает. Опера завершается хоровым эпизодом спасения души Маргариты. В этом заключении сказались клерикальные настроения Гуно, о которых говорил его младший современник композитор К. Сен-Санс: «Две натуры сосуществуют в артистической личности Гуно: христианин и язычник, ученик духовной семинарии и пансионер римской школы, апостол и аэд...»
Фауст — Николай Гедда (Швеция) |
Но нас в опере Гуно привлекает глубокая человечность, правдивое раскрытие лирических чувств. Именно этому «Фауст» обязан своей долгой сценической жизнью.
Высоко ценил «Фауста» П. И. Чайковский, который дирижировал им 20 апреля 1892 года в Москве. В своих воспоминаниях русский критик Г. А. Ларош писал: «Полюбивши Гуно в конце 60-х, Петр Ильич остался ему верен на всю жизнь».