Главная
|
Оперные шедевры
|
|
Игорь - Е.Е.Нестеренко. Большой театр СССР
|
Игорь - А.А.Иванов
|
Ярославна - Н.И.Покровская
Отойдя от принципов музыкально-исторической драмы, Бородин создал произведение историко-эпическое, в основу которого положены реальные события, но несколько измененные композитором, не ставившим себе целью придерживаться их точной последовательности. Тем самым в «Князе Игоре» Бородин гениально соединил две линии оперного творчества Глинки — историко-драматическую («Иван Сусанин») и былинно-эппческую («Руслан и Людмила»).
Злополучный поход Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, против половцев в 1185 году поэтически описан в «Слове о полку Игореве», безымянном памятнике русской литературы XII века. Отдельные фрагменты подлинного текста «Слова» вошли в либретто оперы; его написал, используя исторические материалы, сам композитор.
Основная патриотическая мысль произведения Бородина та же, что и в «Слове о полку Игореве»: духовное величие народа, его любовь к родной земле, стойкость в защите ее от врагов. Соответственно, в опере главное внимание и симпатии автора сосредоточены на русском народе и на «тех, кто с ним»,— князе Игоре, Ярославне, приближенных к ним боярах; им Бородин противопоставил беспутного смутьяна князя Владимира Галицкого с его «разгулявшейся челядью» и грозящих Руси половцев во главе с ханом Кончаком.
|
Кончак - М.Д.Михайлов
|
Кончаковна - Т.И.Синявская. Большой театр СССР
Содержание оперы многопланово. Величавость народных сцен сменяется лирикой любовных признаний, томной негой каватины Кончаковны и хора половецких невольниц, тяжелое раздумье князя Игоря — комическими выходками гудошников Скулы и Ерошки.
Свои взгляды на сочинение оперной музыки композитор изложил в письме Л. И. Кармалиной. Бородин признавался в предпочтении пения кантиленного, стремлении к широким и закругленным формам, письму «крупными штрихами», ясности и яркости музыкального материала. «Голоса на первом плане, оркестр — на втором.» Благодаря этому в сценах речитативных, связующих портретные,— законченные по форме арии и каватины, вокальная линия никогда не теряет индивидуализированной напевности. «Крупными штрихами» создана монолитная конструкция массовых народных сцен в Прологе и финале оперы. Их музыкальный язык — так же как хоров девушек, бояр в тереме Ярославны, поселян — построен на обобщении элементов русской народной песни (нигде, притом, не цитированной).
Народ в опере воодушевлен одним общим чувством и когда страдает, и когда, по древнему обычаю, славит князей, или полон патриотического ликования. С народом неразрывно связан князь Игорь (который имеет мало общих черт с историческим Игорем, известным по летописям и «Слову»), Он мужественно идет «на брань с врагом Руси»; плененный, мучительно печалится тому, что родина теперь «стонет... в когтях могучих»; и смело бежав от половцев, возвращается в Путивль, для которого пройдет теперь «пора бездолья».
В непростом образе его противника хана Кончака сливаются своенравие и свирепость с великодушием и благородством. А душевная глубина, ласковая прелесть Ярославны, плачем-песней «обрыдавшей» горе родной земли, далеки от бурной страсти Кончаковны.
В красочной цепи эпизодов, сменяющихся во втором и третьем действиях,— пении половецких девушек, ритмическом разнообразии то плавных, то стремительных плясок невольников и невольниц Кончака — Бородин талантливо воспроизвел особенности восточной (кавказской и среднеазиатской) музыки, снова не прибегая к цитатам.
Интересно, что в «Князя Игоря» композитор частично включил музыку, написанную в 1872 году для оперы-балета «Млада», работа над которой во многом способствовала его развитию как оперного композитора. (В этом сочинении принимали также участие Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.)
В 1880-х годах, отвлекаемый другими творческими замыслами (Третья симфония), работой в Медико-хирургической академии и на Женских врачебных курсах, Бородин, несмотря на «подталкивания» друзей, уделял опере меньше внимания, чем прежде. 15 февраля 1887 года он внезапно скончался, не дописав оперу.
|
Игорь - В.Ф.Киняев. Ленинградский театр оперы и балета
Труд закончить по памяти и черновым записям композитора и инструментовать ее взяли на себя Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.
Через три с половиной года, 23 октября 1890 года, «Князь Игорь» был впервые поставлен в петербургском Мариинском театре и до весны следующего года выдержал тринадцать представлений. Известный музыкальный критик С. Н. Кругликов назвал тогда оперу «младшим братом „Руслана"».
«„Князь Игорь"— опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского»,— писал один из рецензентов после первого спектакля. В 1898 году «Князь Игорь» прошел в Большом театре в Москве с участием
Л. В. Собинова (Владимир Игоревич) и Ф. И. Шаляпина (князь Галицкий). В наши дни опера Бородина с неизменным успехом идет в советских музыкальных театрах и за рубежом.
|
Сцена из III действия. Большой театр СССР
|
Кончак - А.П.Атлантов. Ленинградский театр оперы и балета
Новую редакцию «Князя Игоря» на основе тщательного изучения материалов из архива Бородина в начале 1970-х годов создали кандидат искусствоведения Е. М. Левашев и профессор Московской государственной консерватории Ю. А. Фортунатов. В этом виде опера Бородина прошла в нескольких оперных театрах Советского Союза и ГДР.
«Подобно Глинке, Бородин есть эпик в самом широком значении слова и вместе „национален" в такой мере и могучести, как самые высокие композиторы русской школы» — справедливо оценил В. В. Стасов творчество Бородина.