Главная

Школа танцев

     Музыка - основа танца
     Название танцев
     Позиции в танце
     Вальс
     Танго



Оперные шедевры

     Дон-Жуан
     Волшебная флейта
     Севильский цирюльник
     Иван Сусанин
     Руслан и Людмила
     Тангейзер
     Лоэнгрин
     Риголетто
     Травиата
     Фауст
     Аида
     Борис Годунов
     Кармен
     Евгений Онегин
     Снегурочка
     Хованщина
     Отелло
     Князь Игорь
     Пиковая дама
     Иоланта
     Богема
     Царская невеста
     Сказание о невидимом
граде Китеже и
деве Февронии

     Мадам Баттерфлай
     Война и мир

Оперные шедевры
25 оперных шедевров


Князь Игорь

 

 

 

 

«Богатство характеров, личностей, элементов народно-русского и восточного (половецкого), сменяющиеся трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор, глубокая характеристика, картины природы делают оперу Бородина (воспроизводящую на театре характернейшие сцены „Слова о полку Игоревом") монументальным явлением русской музыки, родственным по силе и оригинальности с „Русланом" Глинки в одних отношениях, с „Борисом Годуновым" Мусоргского — в других, оригинальным, новым и поразительным — повсюду.» Так в 1883 году писал об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» В. В. Стасов в статье «Наша музыка за последние 25 лет». В этих словах — верная оценка оперы и справедливое определение ее значения для русской музыки. На близость «направления» музыки «Князя Игоря» к «Руслану и Людмиле» Глинки указывал и сам Бородин, посвятивший свою оперу памяти великого русского композитора.

Величавые и трагические образы былинного эпоса привлекали композитора издавна. В середине 1860-х годов, по-видимому, еще до создания в 1867 году пародийной «оперы-фарса» «Богатыри», зло высмеивавшей ложный историзм некоторых «русских» опер того времени, он задумал написать оперу «Василиса Микулишна» (на тему двух былин из сборника П. В. Киреевского). В 1868 году Бородина занимал подсказанный ему М. А. Балакиревым сюжет драмы «Царская невеста» Л. А. Мея. Наконец, 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой Стасов указал Бородину на «Слово о полку Игореве».

Получив уже на следующий день от Стасова сценарий оперы, композитор сейчас же ему написал: «Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам? Не знаю. Волков бояться — в лес не ходить. Попробую». Через год первоначальная увлеченность сменилась временным разочарованием; однако давняя любовь к русскому героическому эпосу взяла верх над соображениями о его несовременности, разгорелась творческая фантазия, и с 1874 года сочинение «Князя Игоря» стало основным композиторским делом Бородина.

 

Первоначальный сценарий Стасова он коренным образом переработал.



     Игорь - Е.Е.Нестеренко. Большой театр СССР



    Игорь - А.А.Иванов


 Ярославна - Н.И.Покровская


Отойдя от принципов музыкально-исторической драмы, Бородин создал произведение историко-эпическое, в основу которого положены реальные события, но несколько измененные композитором, не ставившим себе целью придерживаться их точной последовательности. Тем самым в «Князе Игоре» Бородин гениально соединил две линии оперного творчества Глинки — историко-драматическую («Иван Сусанин») и былинно-эппческую («Руслан и Людмила»).

 

Злополучный поход Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, против половцев в 1185 году поэтически описан в «Слове о полку Игореве», безымянном памятнике русской литературы XII века. Отдельные фрагменты подлинного текста «Слова» вошли в либретто оперы; его написал, используя исторические материалы, сам композитор.

 

Основная патриотическая мысль произведения Бородина та же, что и в «Слове о полку Игореве»: духовное величие народа, его любовь к родной земле, стойкость в защите ее от врагов. Соответственно, в опере главное внимание и симпатии автора сосредоточены на русском народе и на «тех, кто с ним»,— князе Игоре, Ярославне, приближенных к ним боярах; им Бородин противопоставил беспутного смутьяна князя Владимира Галицкого с его «разгулявшейся челядью» и грозящих Руси половцев во главе с ханом Кончаком.



Кончак - М.Д.Михайлов


 Кончаковна - Т.И.Синявская. Большой театр СССР


Содержание оперы многопланово. Величавость народных сцен сменяется лирикой любовных признаний, томной негой каватины Кончаковны и хора половецких невольниц, тяжелое раздумье князя Игоря — комическими выходками гудошников Скулы и Ерошки.

Свои взгляды на сочинение оперной музыки композитор изложил в письме Л. И. Кармалиной. Бородин признавался в предпочтении пения кантиленного, стремлении к широким и закругленным формам, письму «крупными штрихами», ясности и яркости музыкального материала. «Голоса на первом плане, оркестр — на втором.» Благодаря этому в сценах речитативных, связующих портретные,— законченные по форме арии и каватины, вокальная линия никогда не теряет индивидуализированной напевности. «Крупными штрихами» создана монолитная конструкция массовых народных сцен в Прологе и финале оперы. Их музыкальный язык — так же как хоров девушек, бояр в тереме Ярославны, поселян — построен на обобщении элементов русской народной песни (нигде, притом, не цитированной).

 

Народ в опере воодушевлен одним общим чувством и когда страдает, и когда, по древнему обычаю, славит князей, или полон патриотического ликования. С народом неразрывно связан князь Игорь (который имеет мало общих черт с историческим Игорем, известным по летописям и «Слову»), Он мужественно идет «на брань с врагом Руси»; плененный, мучительно печалится тому, что родина теперь «стонет... в когтях могучих»; и смело бежав от половцев, возвращается в Путивль, для которого пройдет теперь «пора бездолья».

 

В непростом образе его противника хана Кончака сливаются своенравие и свирепость с великодушием и благородством. А душевная глубина, ласковая прелесть Ярославны, плачем-песней «обрыдавшей» горе родной земли, далеки от бурной страсти Кончаковны.

В красочной цепи эпизодов, сменяющихся во втором и третьем действиях,— пении половецких девушек, ритмическом разнообразии то плавных, то стремительных плясок невольников и невольниц Кончака — Бородин талантливо воспроизвел особенности восточной (кавказской и среднеазиатской) музыки, снова не прибегая к цитатам.

 

Интересно, что в «Князя Игоря» композитор частично включил музыку, написанную в 1872 году для оперы-балета «Млада», работа над которой во многом способствовала его развитию как оперного композитора. (В этом сочинении принимали также участие Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.)

 

В 1880-х годах, отвлекаемый другими творческими замыслами (Третья симфония), работой в Медико-хирургической академии и на Женских врачебных курсах, Бородин, несмотря на «подталкивания» друзей, уделял опере меньше внимания, чем прежде. 15 февраля 1887 года он внезапно скончался, не дописав оперу.

 


 Игорь - В.Ф.Киняев. Ленинградский театр оперы и балета

    Труд закончить по памяти и черновым записям композитора и инструментовать ее взяли на себя Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

Через три с половиной года, 23 октября 1890 года, «Князь Игорь» был впервые поставлен в петербургском Мариинском театре и до весны следующего года выдержал тринадцать представлений. Известный музыкальный критик С. Н. Кругликов назвал тогда оперу «младшим братом „Руслана"».

 

«„Князь Игорь"— опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского»,— писал один из рецензентов после первого спектакля. В 1898 году «Князь Игорь» прошел в Большом театре в Москве с участием

Л. В. Собинова (Владимир Игоревич) и Ф. И. Шаляпина (князь Галицкий). В наши дни опера Бородина с неизменным успехом идет в советских музыкальных театрах и за рубежом.



 Сцена из III действия. Большой театр СССР

 


Кончак - А.П.Атлантов. Ленинградский театр оперы и балета

Новую редакцию «Князя Игоря» на основе тщательного изучения материалов из архива Бородина в начале 1970-х годов создали кандидат искусствоведения Е. М. Левашев и профессор Московской государственной консерватории Ю. А. Фортунатов. В этом виде опера Бородина прошла в нескольких оперных театрах Советского Союза и ГДР.



А.Дункан

«Подобно Глинке, Бородин есть эпик в самом широком значении слова и вместе „национален" в такой мере и могучести, как самые высокие композиторы русской школы» — справедливо оценил В. В. Стасов творчество Бородина.

 

 






© Академия духовного и телесного развития. 2011 - 2017